Декламационные материалы: их разбор и обоснование к применению

Статьи о музыке » Музыкальные способности и методы их развития » Декламационные материалы: их разбор и обоснование к применению

Страница 1

Обучение по дополнительной специальности «Начальная инструментальная подготовка (фортепиано)» позволяет мне подробно изучить методическую литературу, в том числе по теме исследования. Среди всего перечня имеющихся методических пособий мы выбрали те, в которых так или иначе присутствует декламация как одного из средств обучения начинающих пианистов. Оказалось, что таких материалов немного. Это вызывает удивление, поскольку на начальном этапе обучения игре на фортепиано весьма желательно использовать и стихотворные тексты, что способствовать повышению интереса ребят к занятиям и, вероятно, поможет лучше усвоить материал.

Термин «декламационный метод» пока не обозначен в методической литературе, он сформирован преподавателем. Перфильевой И.Д. В некоторых источниках, к примеру, в учебнике А.Д. Алексеева «Методика обучения игре на фортепиано» эскизно упоминается подобный вид работы и называется «подтекстовка». Примеров в учебнике по этой теме нет. Наиболее подробно представлены материалы с использованием стихов в книге Натальи Кончаловской «Нотная азбука», где они имеют определенную методическую направленность – на изучение нотной грамоты. В нотном сборнике «Первая встреча с музыкой» А.Д. А.Д. Артоболевской в предисловии автором описаны примеры сочинения стихов и музыкальными пьесами для начинающих.

А.Д. Артоболевская говорила, что если пьеса понравилась и если это не песня, уже имеющая текст, дети сами сочиняют слова, находя в них отражение того, что их эмоционально затронуло и вызвало образное представление. Так, один пятилетний ученик Анны Даниловны Лека Н. Сочинил «подтекстовку» к пьесе (С. Лиховицкая. Упражнение) – «Где ты, Лека?, соответствующую грустному эпизоду из его жизни. Мальчика увезли на зиму из деревни и разлучили с любимой собакой, он предполагал, что собака грустит в разлуке ним, жалуется и плачет (стихи не поются, а проговариваются в ритме):

«Где ты Лёка, Лёка, Лёка?

Увезли тебя далеко.

Где ты Лёка, Лёка, Лёка?

Где ты, милый мой?»

И второй раз при повторении пьесы, продолжается жалоба собачки:

Увезли тебя далеко,

Без тебя мне одиноко…

Поскорей дружочек Лёка,

Приезжай за мной.

Самим ребенком были созданы не только слова, но и рисунок широкого снежного поля и дорожки, по которой его увезли из деревни, и грустной собачки, сидящей на снегу. А.Д. Артоболевская говорила, что немало ребят проникались настроением пьесы, и это было их первым творческим исполнением.

В другом нотном сборнике Л. Хересно «Музыкальные картинки» есть также несколько стихов для начинающих пианистов.

Основные материалы, помимо вышеназванных, я взяла у преподавателя Перфильевой И.Д., которая сочиняет тексты в стихах для начинающих пианистов – учащихся сектора педагогической практики, а так же для обучения студентов по дополнительной специальности, предлагая эти материалы для использования в практике работы, а также предлагает стихи для студентов своего класса.

Собрав все эти материалы и распределив их по направленности, я составила комплект декламационных материалов. Получилось несколько групп стихов:

для освоения нотной грамоты;

для первых уроков с начинающими пианистом;

для формирования приема звуковедения legato;

для декламационного сопровождения первых пьес;

для освоения аппликатуры и определения направления движения в гамме;

для проведения музыкальных праздников;

для психологической подготовки учеников;

для выработки артикуляции.

Опишем некоторые примеры из отдельных групп.

1. «Поучи басовый ключ» (И.Д. Перфильева)

Ты басы запомни точно:

Соль, си, ре, фа, ля – построчно,

Страницы: 1 2


Подробно о музыке:

Трип-хоп (Trip-hop)
Трип-хоп относится к нетанцевальной электронной музыке - во время основания этого стиля (1994) люди называли его танцем на стуле. Очень медленная, порой депрессивная музыка, ломанный ритм и весьма мрачные тексты - так звучит группа Portishead, слушая которую легче всего получить представление об э ...

Очень медленные темпы
Largo (ларго) – широко Lento (ленто) – медленно Adagio (адажио) – медленно Grave (граве) – тяжеловесно , важно Медленные темпы Larghetto (ларгетто) – несколько скорее, чем Largo Andante (анданте) – не торпясь, спокойно Sostenuto (состенуто) – сдержанно Умеренные темпы Moderato (модерато) ...

Контрапункт
Контрапункт (от лат. punctum contra punctum, буквально - точка против точки) - одновременное сочетание 2-х или нескольких самостоятельных мелодических голосов. Обычно такие мелодии отличаются друг от друга по характеру выразительности и прежде всего - по ритмическому строению. Следует отметить та ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.levelmusic.ru