Этот артикуляционный прием встречается намного реже, чем те которые перечислены.
Черни связывал способ исполнения halbstaccato с темпом произведения, в котором эта артикуляционная краска фигурирует. При игре halbstaccato мелодий, идущих в медленном темпе, он допускал небольшие движения кисти, однако в длинных пассажах в быстром темпе он настойчиво советовал использовать только пальцы. В этом случае туше, по его мнению, должно быть таким же, как и при игре репетиций.
В этюдах и упражнениях Черни пианист найдет богатый материал для овладения различными видами артикуляции в их сочетании и противопоставлении.
Этюды Черни в отечественной музыкальной педагогике.
Уже обращалось внимание на то, что подавляющее большинство пианистов училось и учится в основном на этюдах Черни, собранных и отредактированных Г.Гермером, на сочинениях из ор. 299 и 740.
«48 этюдов в форме прелюдий и каденций», ор. 161, подобно 4 тетради из популярной «Школы беглости», могут быть рекомендованы ученикам 6-7 классов детских музыкальных школ.
«Школа стаккато и легато», ор. 335 была задумана Черни как продолжение «Школы беглости»; по степени трудности она действительно представляет собой следующую ступень после ор. 299 «Школа стаккато и легато» призвана подготовить ученика ко всевозможным видам фортепианного туше.
«40 ежедневных этюдов», ор. 337 могут быть рекомендованы ученикам последнего класса детской музыкальной школы (ДМШ), а также студентам первого курса музыкальных училищ. В этом опусе представлены разнообразные типы фортепианной фактуры и, в частности, виды техники, связанные с подкладыванием первого пальца- всевозможные диатонические и хроматические гаммы, арпеджио.
«Школа украшений, форшлагов, мордентов и трелей», ор. 335 соответствует возможностям студентов музыкальных училищ. Само название опуса раскрывает целенаправленность сборника; со свойственной ему тщательности Черни здесь разработал различные типы украшений в разнообразных фактурных и динамических вариантах. Подобного сборника мы не найдем ни у одного из авторов первой половины позапрошлого века.
«Школа виртуозности», ор. 365 может быть рекомендована тем, кто занимается в старших классах специальных музыкальных школ, а также студентам 3-4 курсов музыкальных училищ. В оценке этого сборника нельзя не согласиться с одним из его редакторов К.Кюнером, справедливо считавшим, что в ор. 365 сосредоточен чрезвычайно богатый в техническом отношении материал и что здесь с особенной яркостью реализован педагогический опыт Черни.
Одна из причин исключительной эффективности этюдов ор. 365 заключается в том, что в данном сборнике Черни почти все сочинения требуют смены позиции рук с широкой на узкую. Ряд этюдов приобщает к технике переключения, причем новая техническая формула обычно дана в иной, по сравнению первоначальной, тональности. Этот метод способствует развитию гибких моторных навыков пианиста; впоследствии он нашел большое применение в сборниках упражнений Таузига и Листа.
«Школа для первой руки», ор 399. благодаря изучению этюдов (или «больших упражнений», как назвал автор) из этого опуса, исполнитель может компенсировать то несколько одностороннее развитие техники, которое он получает, работая над наиболее распространенными этюдными сборниками Черни- ор.299 и ор.740, где предпочтение часто отдается правой руке, а левой отводится роль аккомпанемента.
«Ежедневные пальцевые упражнения» ор.802 можно рекомендовать студентам музыкальных училищ. В ор.802 технические проблемы дифференцированы по тетрадям. Впервой- пианист найдет редко встречаемые в других сборниках Черни упражнения на растяжение. Вторая тетрадь посвящена развитию техники двойных нот в различных фактурных ситуациях. Упражнения из третьей тетради разносторонне подготавливают к овладению октавно-аккордовой техникой.
«Высшая ступень виртуозности», ор.834 предназначена для совершенствования исполнительских навыков сравнительно продвинутых в техническом отношении пианистов. На примере этого опуса можно лишний раз убедится в том, что в понятие «Высшая ступень виртуозности» у Черни входит не одна лишь механическая беглость и ловкость пальцев, а владение искусством артикуляции, разнообразными динамическими красками.
Многие учащиеся при освоении сочинений Черни заняты в основном техническими проблемами в узком понимании этого слова. Ни артикуляционным, ни динамическим задачам должно уделяться внимания не уделяется; тем самым не только значительно обедняется смысл и назначение этюдов Черни, но и по существу неполноценно решается поставленная композитором фактурная проблема, ибо работа над произведением протекает механически, без активизации слуха.
Подробно о музыке:
Музыкальная письменность Древней Руси
Древнерусскую профессиональную музыку записывали знаками безлинейной невменной нотации. Это знаковое, или знаменное (от слав. знамя — "знак") письмо имело немало разновидностей. На протяжении XI—XVII вв. возникали и исчезали нотации, сменяя друг друга, и лишь одна из них — столповая знам ...
Рок 60-х
Рок-н-ролл разорвал мирное течение 50-х, с гиканьем и свистом пронесся по мирной глади эйзенхауэрской эры. Но уже к началу 60-х дух его был укращен, и по волнам радиоэфира поплыли сладкие голоса Фрэнки Авалона и Пола Анки, Конни Фрэнсис и Митча Миллера (последний не раз заявлял о своей ненависти к ...
Характер использования Римским-Корсаковым инструментов духовой группы
Преподавая и учась в консерватории, руководя духовыми оркестрами, занимаясь дирижерской деятельностью, Римский-Корсаков получил те знания, которых ему недоставало долгие годы, поэтому он подверг переработке все свои ранние произведения, а также «Псковитянку».
Вот что было написано в музыкальной л ...