Сказка и реальность песни "Терпсихора"
Меня морочит злая кровь,
Моя весна вернется вновь,
Туда, куда ты так хотела.
Л. Федоров.
Прежде всего, хотелось бы дать определение термину "сказка".
Это понятие взято в более глубоком, расширенном понимании. Сказка - миф, мечта, ирреальное, чудесное и ,увы, зачастую несбыточное. Иррациональное, удивительное, оторванное от реальности.
Песня построена на противопоставлении мечты (сказки) и реальности, которые не могут сосуществовать друг с другом.
I
Начало песни - это: "Странные игры ведет со мной Терпсихора". В этой строчке уже появляется главная героиня - античная муза танца. Танец - это пластика, гармония души и тела, выражение духовного настроя. Искусство движения, экспрессия. Странные игры ведет муза. Игра - это несомненная загадка, мистика. Игра воображения, породившая прекрасное видение. Терпсихора - хозяйка этой игры.
Следующая строка разрушает воздушность, мистику. "Все время танцует передо мной абсолютно голой". Появляются временные рамки, а точнее, их отсутствие. "Все время" - длительность, повторяемость, может быть, надоедливость, не прекращающееся движение. Муза абсолютно голая. Подчеркивается полное отсутствие одежды. Нагота - это красиво (в античности люди любили свои тела и не стеснялись их; существовало понятие калокагатии - гармонии духовной и физической красоты). Это чувственность, откровение. По мнению Д.С. Лихачева, нагота - освобождение от грехов, забот, суеты мира, святость. Но нагота может быть и пошлой.
"Танцы в постели" - сочетание высокого (искусства, гармонии) и низкого (плотской любви). Низкое пытается стать высоким: "в потолке, на столе". Но попытки взлететь не увенчиваются успехом. Необычному полету мешают обычные вещи, предметы обихода: потолок мешает увидеть небо, стол придает ощущение приниженности, реальности, обыденности.
"Что нас тянет друг к другу столько лет". Неведомая сила влечет героев, как магнит. Сказочная сила, не дающая возможность подчиниться разуму. Опять возникает время. "Столько лет" - бесконечность. Как в сказке: они жили долго и счастливо. Как долго - неважно. Важно то, что они вместе, и никого, кроме друг друга им не нужно.
II
Интересно то, что на протяжении всей песни ни разу не упоминается слово "любовь". Есть либидо - научное определение любви. Психическая энергия, сексуальное влечение. Любовь - механизм, танец в постели, сексуальное удовлетворение. Не для другого, а для себя.
"Это либидо лежит на дне бензобака". Оно бездействует. Не возникает в герое, не влечет его, не побуждает на какие-то действия. Оно внизу, на дне. Бензобак - огнеопасное место. Огонь - символ страсти (он может быть адским, всепоглощающим, но может быть и Божественным, очищающим). При попадании искры в бензобак все взорвется. Проснется страсть, либидо. Но бензобак - это же и часть машины, механизма (героя??). Сочетание живого и неживого (огонь загорается искусственным путем).
"Об этом знает любая аспирантка филфака". Почему аспирантка, а не студентка, например? Опять всплывает образ науки. Наука - систематизация. Человеку свойственно все упорядочивать, систематизировать даже то, что систематизации не подлежит, то есть, чувства. Филфак - тоже систематизация, но языка, его анализ. Стоит заметить, что филфак может быть не филологическим, а философским факультетом. Философия дословно - это любовь к мудрости (то есть, к разуму, а не к чувствам). Это поиски смысла жизни.
Далее вновь упоминается имя музы: "Терпсихора не в курсе, Терпсихора права". "Не в курсе" - это потеря пути, неизвестность, отсутствие направления, недоумение (таинственность). "Терпсихора права" - признание того, что ничего нет. Надо жить так, как живешь, наслаждаясь каждым мигом.
"Она льет спирт по бокалам из рукава" - прямая ассоциация со сказкой Пушкина о превращении, о прекрасной царевне, мечте. Спирт по бокалам - попытка совместить несовместимое. Спирт обычно пьют из стаканов. Бокалы - романтика, возвращение в прошлое. В данном случае это - претензия на высоту при ее отсутствии. Спирт - алкоголь, дающий забвение, беззаботность, осуществление мечты, рай.
III
"Утром в крови будет пять промилле" - безумное количество алкоголя. Кончилась ночь - время сказки, исполнения желаний. Все прошло, исчез сон, наступила реальность.
Подробно о музыке:
Николо Паганини
Николо Паганини
(1782—1840)
Итальянский скрипач, композитор. Первоначальные навыки игры на мандолине и скрипке приобрёл под руководством отца — мелкого торговца, любителя музыки. Брал уроки у нескольких учителей, но обучался самостоятельно. С 11-летнего возраста концертировал в Италии, с 1828 — ...
Анализ понятия «катарсис» в музыке
Еще Аристотель подчеркивал, что самым значимым элементом восприятия музыкальных произведений и трагедий, является необычайно сильное переживание, названное им катарсисом.
Проблемой эмоциональных переживаний, возникающих в процессе созидания и восприятия художественных произведений, указывали самы ...
Экста-СИ, экста-НО
Всегда было загадкой, почему в России водку закусывают черной икрой, а в Финляндии - бисквитными пирожными. Но известно, отчего американцы употребляют экстази дома, а англичане на дискотеках: так распорядилась новейшая история массовой культуры. Медицины, конечно - тоже, но надо учитывать, что ме ...