Музыка христианской церкви
Вплоть до 17 в. церковь оставалась гл. центром муз. профессионализма; в рамках церк. культуры были созданы высокие художеств, ценности, складывались мн. муз. жанры, развивались теория музыки, нотация, педагогика. Для европ. культуры важен процесс взаимодействия церк. и светского иск-ва. Раннехрист. Ц. м. формировалась в тесной связи с традициями ряда культур Средиземноморья (иудейской, египетско-сиро-палестинской, позднеантичной). К синагогальному и храмовому богослужению восходит антифонная и респонсориальная псалмодия. Влияние антич. гимнотворчества ощутимо в гимнах. Складывалась и традиция чтения нараспев отрывков из Библии (литургич. речитатив). Важную роль в становлении осн. форм христ. богослужения сыграли т. н. агапы, или вечери любви, на к-рые собирались в память о Тайной вечере. Из них развились позднейшие формы литургии, всенощная. Постепенно сформировалась целостная система церк. богослужения с его суточным (гл. служба — обедня), недельным (с центр, воскресным богослужением), годовым (с неподвижными и подвижными праздниками) циклами, или “кругами”. Раннехрист. пение было одноголосным. Со временем участие женщин в обществ, богослужебном пении было запрещено; вплоть до кон. 1-го тыс. не допускалось и использование муз. инструментов.
Разделение церкви на зап. католическую и вост. православную официально закреплено “схизмой” 1054. В Зап. Европе возник ряд местных центров католицизма со своими вариантами литургии: римская, миланская (амвросианская), староиспанская (мозарабская), старофранцузская (галликанская), кельтская (британо-ирландская). Постепенно все региональные традиции вытеснил официальный рим. хорал (см. Григорианское пение). Все канонизиров. песнопения делились на 2 большие группы, принадлежащие мессе и оффицию. Создание новых напевов продолжалось вплоть до Тридентского собора (1545—63), запретившего ряд песнопений, в т. ч. тропы и мн. секвенции. Тропы стали одним из источников литургической драмы. Тексты и напевы церк. служб содержались в спец. книгах (см. Антифонарий, Градуал, а также Liber usualis}.
До 9 в. католич. церк. пение было одноголосным. В 9—13 вв. возникли разл. формы многоголосия — органум, дискант, гимелъ и др. Однако вплоть до 15—16 вв. многоголосие понималось как обработка одногол. григорианского напева. В практике школы Нотр-Дам эпохи Ars antiqua сложились осн. формы и жанры ср.-век. многогол. Ц. м. —• органум, мотет (не являлся сугубо церк. жанром), рондель, кондукт, клаузула, гокет. В эпоху Ars nova появились многогол. месса и изоритмич. мотет (см. Изоритмия; Филипп де Витри, Г. де Машо). Месса и мотет оставались ведущими жанрами в Ц. м. композиторов нидерландской школы (15—нач. 16 вв.).
2-я пол. 16—нач. 17 вв.—рубежный период в истории Ц.м., особенности к-рого обусловлены деятельностью Тридентского собора. Олицетворением строгого церк. стиля, классич. образцом эстетики римской школы (хор. пение а сарреИа, прозрачная полифония, опора на традиц. жанры) стало творчество Палестрины. Новый, конц. стиль сложился в Венеции. В соборе Сан-Марко во 2-й пол. 16 в. звучали многохорные композиции с богатым инстр. сопр. А. Вилларта, К. де Роре, К. Меруло, А. и Дж. Габриели. На рубеже 16—17 вв. Ц. м. испытала влияние нарождающегося оперного стиля: в церк. композициях?-появились генерал-бас (А. Банкьери, Л.Виадана), сольное ариозно-речитативное пение, возросла роль инстр. начала; была создана самостоят. инстр. лит-ра (прежде всего органная). Вершина новой Ц. м. в нач. 17 в. — произв. К. Монтеверди. В 18 — нач. 19 вв. с развив' тием оперы и симфонии происходили драматизация и симфонизация церк. жанров; нередко произв. утрачивали свою богослужебную функцию и становились самостоят, конц. композициями. Про-изв, в разл. церк. жанрах были созданы композиторами венской классической школы. Особенно значительны последние мессы И. Гайдна, Реквием В. А. Моцарта, “Торжественная месса” Бетховена. К ним примыкают мессы, Stabat mater ряд “Salve Regina” и др. церк. соч. Ф. Шуберта. Романтич. трактовку получили церк. жанры в мессе и Реквиеме Р. Шумана, Реквиеме и Те Вент Берлиоза. В кон. 18—19 вв. григорианский хорал в церк. композициях почти не использовался. Реакцией на засилье оперно-конц. стиля явилось движение за восстановление строгой полифонии а сарреllа эпохи Палестрины и рим. хорала (“Объединение св. Цецилии” в Германии, “Схола канторум” во Франции). Эти тенденции проявились в поздних произв. Ф. Листа, в т. ч. в его Реквиеме. В 20 в. к церк. жанрам обращались И. Ф. Стравинский, П. Хиндемит, Б. Бриттен, Ф. Пуленк, О. Мессиан, 3. Кодай, К. Пендерецкий, Д. Лигети и др.
Подробно о музыке:
Арпеджио
Наряду с гаммаобразными пассажами, огромное место в этюдах Черни занимают арпеджио. Его приверженность к этому виду фактуры можно объяснит, в частности тем, что игра арпеджио интенсифицирует деятельность большого пальца, который по меткому выражению А.Корто, является «фактором скорости».
В разраб ...
«По страницам произведений С.В.Рахманинова»
Чтобы понять какое-нибудь художественное роизведение художника или школу художников, необходимо в точности перставить себе общее состояние умственного и нравственного развития того времени, к которому оно принадлежит. Здесь таится первичная причина, определившая все остальное.
Ипполит I.
(На уро ...
Панк-рок
Тут, в принципе, обсуждать особо нечего - либо желание эпатировать, как в предыдущем случае, либо - панк он и есть панк. ...