После освоения технологий звукозаписи последовало развитие технологий создания принципиально новых инструментов музыкального звукоизвлечения и произошло революционное изменение концепции звука, понимаемого в контексте новых электронных технологий (О.Ушицкая, И.Вышеградский, А.Киселев). До этого эволюция музыкальных инструментов проходила в рамках натурально-акустических технологий, использовавших природные материалы, т.е. в рамках биотического процесса, соизмеримого человеку. Конструкторы, акустики и изготовители музыкальных инструментов изучали свойства дерева, сплавов металлов с точки зрения формирования базы качества музыкального звука (Т.Отюгова, А.Галембо, И.Гурков), используя и физико-математические методы (М.Гриднев, В.Порвенков, Р.Волковыский, А.Галембо).
С развитием электронных средств создания звука наступила новая эра конструирования звуков, исходящих из колебательных процессов, вызываемых электрическими импульсами. На этой основе стали создаваться усилительно-акустические устройства для музыкальных инструментов, электро-акустические инструменты, усиливающие звук натурального инструмента для более массовых аудиторий, концертных залов. Вслед за тем возникла новая сфера производства инструментов на основе изобретений в области электронного музыкального звука (Л.Кузнецов, В.Вершинин).
Электронная, или электро-акустическая музыка как ответвление общей истории музыки сложилась во 2-й половине XX века. С ней связаны имена Кейджа, Ново, Берио, Штокхаузена и многих других. В этой области работали Э.Артемьев, С.Губайдулина, А.Шнитке, Э.Денисов и другие.
Впервые в истории человечества инженеры звуко-техники, музыканты и композиторы получили возможность звукового манипулирования с необъятным полем звуковых колебательных процессов, исходящих не из человеческого голоса, не из природных материалов - звуковых мембранн, а из созданных человеком электрических систем, аппаратов, производящих звуковой мир принципиально нового качества - тембрального, интонационного, громкостно-пространственного, структурного и т.д. Звук электронных инструментов создал новый спектр интонирования, связанного не с голосовыми данными человека, не с природными предметами, которые человек преображал в источник звука, но определил независимый от человека безграничный мир звукоизвлечения, не связанный непосредственно с миром человеческих эмоций, а представляющий отделенную от человека звуковую палитру, не соединенную с традиционной тембровой системой выразительности48.
Музыкальные технологии прочно связаны с технологиями радио, кино, телевидения, массовой аудио-продукцией производства грампластинок и компакт-дисков, оснащением электроаустическими устройствами концертных площадок, помещений для дискотек и электро-акустическими устройствами индивидуального пользования. Практически вся музыкальная культура в наши дни функционирует в режиме сложнейших технологий, разрабатываемых и функционирующих на глобальном индустриальном уровне. В связи с этим и музыкальный инструментарий непрестанно обогащается не только более совершенными моделями инструментов, унаследованных от прошлого, но и принципиально новыми инструментами - соединенными с электроакустическими усилителями, электромеханическими, электронными. Все это отражается и в композиторском творчестве. Для многих композиторов-профессионалов чуть ли не основной сферой приложения сил стала работа над музыкой в кино и к телефильмам, а с недавних пор в рекламных клипах. Чрезвычайно велика роль электронной музыки в массовых концертных жанрах, в поп- и рок-музыке. Этот опыт накладывает отпечаток и на те сочинения, которые создаются в жанрах театральной и концертной музыки «серьезного наклонения».
Новые звучания и техника звукотворчества диктуют новые принципы звуко- и формообразования, происхождения новых жанров композиций для электронных музыкальных инструментов, опирающихся на традиционную акустическую и интонационную природу тона49, либо несущих новую интонацию и новый образный строй в соотнесении с произведениями традиционной музыки.
Подробно о музыке:
Христоф Виллибальд Глюк (1714-1787)
Христоф Виллибальд Глюк родился 2 июля 1714 года в Эрасбахе. В 1726 году Глюк поступил в иезуитскую коллегию в чешском городе Комотау, где он проучился 6 лет и пел в хоре школьной церкви. Положительной стороной обучения явилось овладение Глюком греческим и латинским языками и античной литературой ...
Российские гимны Нового времени (XVII - начало XX вв.)
Русские гимны XVII-XIX вв., будучи производными от духовных песнопений, во многом сохранили в себе их свойства. Но, в отличие от последних, это были уже гимны двойного назначения: духовные и светские одновременно. По церковным праздникам они исполнялись в качестве духовных величаний. А различные г ...
Звуки, питающие мозг энергией
«Некоторые звуки действуют ничуть не хуже, чем пара чашек кофе», — говорит выдающийся французский специалист в области изучения слуха Альфред Томатис. Это означает, что мы можем использовать музыку в качестве тонизирующего средства.
Еще со времен, когда человечество впервые создало музыку, она сл ...