Николо Паганини
(1782—1840)
Итальянский скрипач, композитор. Первоначальные навыки игры на мандолине и скрипке приобрёл под руководством отца — мелкого торговца, любителя музыки. Брал уроки у нескольких учителей, но обучался самостоятельно. С 11-летнего возраста концертировал в Италии, с 1828 — в других европейских странах, завоевав мировую славу. Своеобразный «демонический» облик Паганини , романтические эпизоды его биографии породили легенды о нём. Католическое духовенство преследовало Паганини за антиклерикальные высказывания. за сочувствие карбонариям. Творчество Паганини, художника-новатора, — одно из ярких проявлений музыкального романтизма. Он произвёл переворот в скрипичном исполнительском искусстве, обогатив и расширив возможности скрипки. В свои скрипичные пьесы Паганини ввёл новые колористические и технические эффекты (широко использовал весь диапазон инструмента, технику двойных нот, игру на одной струне, pizzicato, флажолеты). Среди его сочинений особенно славятся «24 каприса» для скрипки соло, 1-й и 2-й концерты для скрипки с оркестром. Некоторые произведения долгое время после смерти Паганини считались неисполнимыми из-за их трудности. Виртуоз-гитарист, Паганини написал также около 200 пьес для гитары. Исполнительское и композиторское творчество оказало большое воздействие на последующее развитие инструментальной музыки. Образ Паганини запечатлен Г. Гейне в повести «Флорентийские ночи». Паганини посвящён роман А. К. Виноградова «Осуждение Паганини». С 1954 в Генуе ежегодно проводится Международный конкурс скрипачей имени Паганини.
Сочинения:
для скрипки соло-
24 каприччи ор. 1 (1801-07; издано Mil., 1820), интродукция и вариации Как сердце замирает (Nel cor piщ non mi sento, на тему из оперы "Прекрасная мельничиха" Паизиелло, 1820 или 1821);
для скрипки с оркестром-
5 концертов (D-dur, ор. 6, 1811 или 1817-18; h-moll, op. 7, 1826, издан P., 1851; E-dur, без op., 1826; d-moll, без op., 1830, издан Mil., 1954; a-moll, начат в 1830), 8 сонат (1807-28, в том числе Наполеон, 1807, на одной струне; Весна, Prirnavera, 1838 или 1839), Вечное движение (Il moto perpetuo, op. 11, после 1830), Вариации (Ведьма, La streghe, на тему из балета "Свадьба Беневенто" Зюсмайра, ор. 8, 1813; Молитва, Preghiera, на тему из оперы "Моисей" Россини, на одной струне, 1818 или 1819; У очага уж больше не грущу я, Non piщ mesta accanto al fuoco, на тему из оперы "Золушка" Россини, ор. 12, 1819; Сердечный трепет, Di tanti palpiti, на тему из оперы "Танкред" Россини, ор. 13, вероятно, 1819);
для альта с оркестром-
соната для большого альта (вероятно, 1834);
для скрипки и гитары-
6 сонат, ор. 2 (1801-06), 6 сонат, op. 3 (1801-06), Cantabile (d-moll, издано в обработке для скрипки и фортепиано, W., 1922);
для гитары искрипки-
соната (1804, изд. Fr./M., 1955/56), Большая соната (изд. Lpz.-W., 1922);
камерно-инструментальные ансамбли-
Концертное трио для альта, виолончели и гитары (исполнено 1833, издано 1955-56), 3 квартета, ор. 4 (1802-05, изданы Mil., 1820), 3 квартета, op. 5 (1802-05, изданы Mil., 1820) и 15 квартетов (1818-20; изданы квартет № 7, Fr./M., 1955/56) для скрипки, альта, гитары и виолончели, 3 квартета для 2 скрипки, альта и виолончели (1800-е гг., изданы квартет E-dur, Lpz., 1840-е гг.); вокально-инструментальные, вокальные сочинения и др.
Подробно о музыке:
Детское музыкальное воспитание в Росии в XIX веке
Первая половина XIX века была для России годами развития освободительного движения против царизма и крепостничества. Годами борьбы прогрессивных сил русского общества за преобразование Росии, за ликвидацию технико-экономической и государственной отсталости страны. Общеполитические противоречия ска ...
Аксеосфера музыкального искусства и ее влияние на развитие личности
Издавна музыка признавалась важным средством формирования личностных качеств человека, его духовного мира. Современные научные исследования свидетельствуют о том, что музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется ...
Электронная музыка (J.M.Jarre, Vangelis, K.Shultze etc.)
Воспринимается большинством людей положительно, но, в основном, в виде нейтрального фона.
Те же, кто действительно увлекаются такой музыкой, обычно являются людьми с хорошо развитым мышлением и способностью к сосредоточению, по натуре - обычно флегматики. По личному опыту, программисты достаточно ...