Мусоргский написал 67 романсов и песен. Это очень значительная часть его творчества, поскольку связана со словом. Раскрываются очень яркие характеры. Глубоко проникает в психологию разных личностей: крестьянка, юродивый, ребёнок.
Писал песни на стихи Пушкина, Плещеева. Значительная часть написана на свои стихи. В конце творчества пишет романсы на Голенищева-Кутузова. Баллада “Забытый” по картине Верещагина: Он смерть нашёл в краю чужом, В краю чужом, в бою с врагом. Но враг друзьями побеждён, Друзья ликуют . Только он На поле битвы позабыт, Один лежит . И между тем, как жадный вран, Пьёт кровь его из свежих ран И точит незакрытый глаз, Грозивший смертью в смерти час И насладившись, пьян и сыт, домой летит, Далёко там, в краю родном, Мать кормит сына под окном. "Агу, агу. Не плачь, сынок, Вернётся тятя - пирожок Тогда на радостях дружку Я испеку ." А тот забыт, один лежит .
В вокальном творчестве Мусоргского много новаторства: опора на речевую интонацию, а также на крестьянскую песню в мелодии, кварто-квинтовое созвучие (“Трепак”):
Лес да поляны, безлюдье кругом. Вьюга и плачет и стонет, Чуется, будто во мраке ночном, Злая, кого-то хоронит. Глядь, так и есть! В темноте мужика Смерть обнимает, ласкает, С пьяненьким пляшет вдвоём трепака, На ухо песнь напевает: "Ох, мужичок, старичок убогой, Пьян напился, поплёлся дорогой, А метель-то, ведьма, поднялась, взыграла, С поля в лес дремучий невзначай загнала.
Горем, тоской да нуждой томимый, Ляг, прикорни да усни, родимый! Я тебя, голубчик мой, снежком согрею, Вкруг тебя великую игру затею. Взбей-ко постель, ты, метель-лебёдка! Гей, начинай, запевай, погодка, Сказку да такую, чтоб всю ночь тянулась, Чтоб пьянчуге крепко под неё заснулось! Ой вы, леса, небеса да тучи, Темь, ветерок да снежок летучий, Свейтесь пеленою снежной, пуховою. Ею, как младенца, старичка прикрою.
Спи, мой дружок, мужичок счастливый, Лето пришло, расцвело! Над нивой Солнышко смеётся да серпы гуляют, Песенка несётся, голубки летают ." Каждый раз форма новая: строится в соответствии с текстом. В каждой строфе музыка обновляется.
Подробно о музыке:
Музыка в современной общеобразовательной школе. Основные
теоретические методические положения
“Научение” музыке еще не означает ничего принципиально значительного. Непонятно, нужно ли всех обучать музыке, то есть сольным игре и пению. Но наблюдать ее и, наблюдая, привыкать делать выводы и обобщать – умение воспринимать. Воспринимать музыку – дело трудное. К нему необходимо подготовить вним ...
Рок 80-х
Распад «Секс Пистолз» а вслед за ними и упадок панк-рока обозначили длившийся больше двадцати лет конец эры Классического рок-н-ролла. Далее начиналась новая эра.
В разных концах Великобритании несколько молодых людей организовывали свои группы. В северном Ньюкасле Гордон Самнер, отыскав, наконец ...
Юрий Левычкин, дипломат
Социальная значимость таких как Юрий Визбор и целого поколения бардов еще
нами не осознана по-настоящему. У меня складывается впечатление, что через
них сработала имунная система целого народа. Это была единственная
отдушина, единственная форма самовыражения людей и выражения тех
социальн ...