Что же определяет этот целесообразный момент? Не только строение фразы, но и характер мелодического движения.
Использование некоторых особенностей мелодического движения позволяет получить дополнительные возможности смены направления внутри построений. Одна из особенностей состоит в том, что некоторые звуки мелодии подчёркиваются, а другие произносятся без подчёркивания. Характерной же особенностью в движении меха является не мягкое звучание последнего звука перед сменой направления и невольное подчёркивание первого после неё. Это и делает смену направления перед акцентируемой долей наиболее целесообразной.
Самого яркого акцентирования требует кульминационный момент. Поэтому чаще всего направление меха меняется перед ним. Однако смену следует производить, возможно, менее заметно. Она заметна тогда, когда кульминационный звук отделён от предыдущего скачком, причем, чем больше интервал, тем незаметнее смена меха. И наоборот, интервал восходящей малой секунды делает смену направления очень заметной и потому нежелательной:
Умеренно. Д.Кабалевский. Школьные годы.
Совершенно недопустима смена направления, если кульминационному моменту предшествует связка более мелкой метрической категории (♪ и , ♫ и ♪ и т.п.).
Оживлённо. Как под яблонькой.
Русская народная песня.
Наиболее простой и малозаметной на слух является смена направления в движении меха между повторяющимися звуками, особенно, если первый из них находится на слабом, а второй на сильном или относительно сильном времени:
Связно. И.С.Бах. Хоральная прелюдия.
Здесь такая смена направления не только возможна, но и необходима, так как без каких – либо специальных усилий вносится нужное различие в исполнение повторяющихся звуков: первый, как и требуется, будет звучать слабее, второй ярче.
Мех, без преувеличения, является главным средством выразительности.
Другим выразительным средством показа художественной выразительности являются Динамические оттенки
.
Шкала динамических градаций, по существу, бесконечна (общепринятые обозначения: ppp, pp, p, mf, f, ff, fff). Кроме того, в процессе crescendo меняется и окраска звука – она может быть прозрачной, мягкой, глубокой, плотной, резкой и т.д. “Надо научиться пользоваться всей динамической амплитудой баяна, а учащиеся часто пользуются динамикой только в пределах mp – mf, обедняя тем самым свою звуковую палитру.
Типичным является также неумение показать разницу между p и pp, f и ff.”* Более того, у некоторых учеников f и p звучит где – то в одной плоскости, в усреднённой динамической зоне. Отсюда серость, безликость исполнения.
В области звучания, относимой к forte, важно предостеречь учащегося от опасности преувеличений и чрезмерности. Каждый ученик, уже неплохо играющий на баяне, понимает, что ему нужно владение мощным, сильным звучанием, но не должно при этом терять своей выразительности, насыщенности, красоты.
Весело. Вдоль да по речке.
Русская народная песня.
Нередко ученики младших и средних классов школы превратно представляют себе и характер звучания в piano. Они начинают бояться самого звука инструмента, теряют точность прикосновения, вялое ведение меха и в результате звук становится не ясным, неопределённым, лишённым тембра: piano “не звучит”. Приходится разъяснять, что характер звучания и в piano всегда определяется смыслом музыки. К.С. Станиславский говорил: “ Хочешь играть злого – ищи, где он добрый!” Иными словами: хочешь играть forte – покажи для контраста настоящее piano:
Подробно о музыке:
Взгляды ученых на проблему развития музыкального вкуса
Многие ученые работали над проблемой развития музыкального вкуса. Особый вклад внесла В.Н.Шацкая [25]. Она говорила, что музыкальный вкус понимается, как определенный уровень музыкально-поэтических представлений, который дает возможность отмечать и ценить прекрасное в музыке, т.е. ее идейность и с ...
Импрессионизм. Суть понятия
_Течение импрессионизма . возникло в 70-х годах XIX в. его породила общественно-историческая обстановка, сложившаяся во Франции вслед за поражением Комунны и установлением буржуазной республики.
Первоначально импрессионизм представляла группа художников: К.Моне, К.Писсаро, Э.Дего, А.Сислей, О. ...
Музыка в современной общеобразовательной школе. Основные
теоретические методические положения
“Научение” музыке еще не означает ничего принципиально значительного. Непонятно, нужно ли всех обучать музыке, то есть сольным игре и пению. Но наблюдать ее и, наблюдая, привыкать делать выводы и обобщать – умение воспринимать. Воспринимать музыку – дело трудное. К нему необходимо подготовить вним ...