М.И.Глинка сначала укреплял средние звуки общего диапазона голоса, а затем уже верхние и нижние. Поэтому его метод был назван “концентрическим”.
Наилучшим условием для развития детского голоса Глинка считал формирование звонкого, серебристого и нежного его звучания при свободном голосообразовании, средней силе голоса, ровного по тембру по всему диапазону. Даже альты у него обязательно легкие.
Созданная позже “Полная школа пения ” А. Е. Варламова и вокально-методические указания М. И. Глинки являются целой эпохой русской вокальной педагогики. Здесь нашли отражение все принципы, на которых основано пение, учтены особенности развития детского голоса.
Необходимо отметить, что в детских голосах воспитывалась звонкость, серебристость, нежность. Глинка считал это звучание непременным условием развития голоса.
Варламов, как и Глинка, придавал особое значение слуху, напевности, не допуская форсирования звука.
В середине 19 века активно развивается музыкальная исполнительская деятельность и музыкальное образование. В 1862 году открывается Петербургская консерватория, а в 1866 - Московская.
В 1862 году М.А. Балакиревым и Г.Я. Ломакиным была создана бесплатная музыкальная школа. Здесь выступали крупнейшие музыканты, входившие в творческое объединение “Могучая кучка”. М.А. Балакирев, А.П. Бородин, Ц.А. Кюи, М.П. Мусоргский, Н.А. Римский-Корсаков продолжали развивать идеи М.И. Глинки.
Последователем и горячим сторонником вокальной методики Глинки был В.Ф. Одоевский. Проявляя внимание к менее способным ученикам, он указывал на взаимосвязь слуха, зрения и голоса. В обучении Одоевский стремился к последовательности.
В конце 19 века усиливается борьба за массовое обучение детей пению и в методических разработках все чаще высказывается мысль о возможности и необходимости обучения пению всех детей. Пение признается основой формирования музыкальной культуры, что явилось весьма прогрессивной идеей для того времени.
Однако на практике в большинстве школ ситуация оставляла желать лучшего. Отсутствовала система, не учитывались возрастные особенности учащихся, не было надлежащего внимания к задачам эстетического воспитания средствами вокального искусства.
На страницах печати все чаще поднимается вопрос о понимании певческого процесса, о вокальном слухе и о сознательном слуховом контроле учащихся.
С 90-х годов 19 века произошло разделение светского и церковного пения на уроках в учебных заведениях. Однако прогрессивные идеи о массовом обучении пению не могли еще осуществиться, так как в школах того времени не было для этого условий. И в целом в дореволюционной России образование не могло быть массовым. Настоящие знания были доступны лишь детям буржуазии. Народное образование в России оставалось неудовлетворительным. Пение в большинстве школ преподавалось бессистемно, недооценивались важнейшие педагогические требования.
В конце 19 – начале 20 века в литературе критикуются эксплуататорские методы хорового обучения в школе. Появляются протесты против пения детей в церковных хорах, так как во время репетиций и слишком продолжительных служб дети уставали.
Подробно о музыке:
Триумф, победа
Свободная от богатства, она взяла годичный перерыв, а потом набрала группу, скоторой по началу работала по клубам. Первый « свободный » альбом назывался «Rough».Вышел он в 1978 году и был встречен достаточно прохладно, но гол спустя на выступлении в программе «Голливудские вечера» произошла ее ист ...
Россия под знаком Х
Всё, что вы прочитали выше, относится в первую очередь к Америке. Именно там 60-е прошли под знаменем хиппизма, именно там молодёжь ломала копья за секс-свободу, свободу духа и сознания. Именно там хиппи стали самодовольными яппи, предав вольные идеалы. Именно американские иксовики не могут прост ...
Оперы Моцарта в контексте культуры его времени
Проблема семантики музыкального языка -- одна из наиболее сложных и в то же время актуальных в музыкознании. Особенно ответственно обращение к наследию композитора далекого прошлого, попытка представить себе, воссоздать его художественный мир. При этом неизбежно встает вопрос о восприятии произвед ...