В первые годы Советской власти образование в стране стало всеобщим. Наступила эпоха перестройки и музыкального образования. Постепенно вопросы вокального обучения детей начинают становиться шире.
Некоторые музыканты не только использовали, но и развивали лучшие передовые методические традиции прошлого, внося в них новое содержание. И.П. Пономарьков, например, еще в то время учитывал тембровые особенности детского голоса, подходил индивидуально к каждому поющему в хоре, культивировал в упражнениях пение сверху вниз, вызывая тем самым естественное, звонкое детское звучание. В его пособиях отражены закономерности певческого процесса с учетом возрастных особенностей детей.
Деятели музыкального искусства стремились к созданию единого метода обучения.
Вопросом создания единого метода обучения пению стал заниматься Государственный институт музыкальной науки (ГИМН), учрежденный в 1921 г. В 1925 году ГИМН организовал первую конференцию ученых-вокалистов и педагогов. На ней был заслушан доклад А.Ф. Гребнева «Голос детей, его развитие и обработка в трудовой школе».
В своей педагогической работе А.Ф. Гребнев основывался на возрастном принципе и считал, что у детей от 6 до 12 лет надо стараться предупреждать и искоренять дурные привычки в пении. Основными из них он считал форсирование звука и неправильную артикуляцию. Гимнастика голоса посредством пения должна быть основана, по мнению А.Ф. Гребнева, на изучении физиологии детского голоса.
Несмотря на то, что для детей младшего возраста он рекомендовал «эмпирический метод» обучения пению и недооценивал еще сознание учащихся этого возраста, все же он применял последовательную методику и стремился к пению легкому, звонкому, «теплому», к простоте фразировки.
С 30-х годов начинает развиваться систематическое изучение детского голоса в плане лабораторных исследований. Научную разработку проблемы развития детского голоса начали фониаторы.
Многочисленные случаи заболевания голосового аппарата школьников, которые наблюдал И.И. Левадов, побудили его начать систематическое изучение причин заболеваемости, а затем и особенностей развития детского голоса. Он установил, что причины массовых заболеваний голосового аппарата школьников кроются в неправильном вокальном режиме, в использовании непосильного репертуара. И.И. Левадов утверждал, что целесообразно обучать детей и сольному пению.
Вскоре И.И. Левадов в своих наблюдениях стал применять метод стробоскопии, используя стробоскоп собственной конструкции.
Научную работу врач-фониатор И.И. Левадов проводил совместно с практиками-педагогами – вокалистами Е.М. Малининой и С.И. Гиммельфарб.
Практическая вокальная работа, возглавляемая Е.М. Малининой, давала прекрасные результаты.
В начале исследовательской работы И.И. Левадов не проводил систематических наблюдений по вопросу мутации. В его трудах встречаются противоречивые высказывания по этому вопросу. Однако пристальное изучение его работ дает возможность сделать ряд выводов. Это касается, например, вопроса мутации у девочек. Принято считать, что Левадов отрицал ее существование и в отличие от мальчиков назвал этот период у девочек эволюцией. На самом деле это не так. Левадов не проводил специальных исследований, но и не отрицал возможности мутационных явлений у девочек. Этот вопрос развит в последующие годы в работах Е.М. Малининой. У Левадова не раскрыт и вопрос о дыхании. В первоначальных его трудах нет еще и разработанных таблиц диапазонов голосов.
Очень важно, что основные принципы обучения детей пению, которые выработали доктор И.И. Левадов и Е.М. Малинина, были признаны правильными: недопустимо форсированное пение, как при обучении, так и при концертном исполнении произведений, необходима правильная артикуляция, свободное ненапряженное дыхание, индивидуальный тембр, эмоциональная выразительность и технически правильное воспроизведение. Нужно овладеть головным резонатором, воспитать у детей звонкость, серебристость звучания, постепенно развивать переход от фальцетного к смешанному звучанию, в зависимости от возрастных особенностей.
В Институте художественного воспитания началось исследовательская работа по изучению детского голоса в возрастном плане. Были организованы несколько детских вокальных групп из хора института. С детьми индивидуально занимались несколько педагогов-вокалистов. Был собран богатый материал для изучения особенностей детского голоса, наметились специальные темы индивидуальных исследований.
Постепенно институт приобретал аппаратуру, и можно было начать фониатрические обследования детей с помощью лабораторных методов исследования. Так, кроме ларингоскопии стали применять звукозапись, пнеймографию, а позже и стробоскопию.
В 1950-1956 годах Институтом художественного воспитания были опубликованы различные научно-методические работы.
Все работы были выполнены на основании научно-педагогических наблюдений, многие уже подкреплялись лабораторными данными.
Подробно о музыке:
Анализ понятия «катарсис» в музыке
Еще Аристотель подчеркивал, что самым значимым элементом восприятия музыкальных произведений и трагедий, является необычайно сильное переживание, названное им катарсисом.
Проблемой эмоциональных переживаний, возникающих в процессе созидания и восприятия художественных произведений, указывали самы ...
Модест Петрович Мусоргский
Мусоргский — один из крупнейших и самобытнейших русских композиторов XIX века.
В его музыке нашли отражение острые социальные конфликты русской действительности 60—70-х годов.
Непримиримый к несправедливости, чутко отзывавшийся на человеческие страдания, он занял среди композиторов «Могучей кучк ...
Жизнь и творчество
Александр Градский родился 3 ноября 1949 года в городе Копейске Челябинской области. Отец - инженер-механик, мать - драматическая актриса. В 1957 году семья переезжает в Москву и несколько лет вплоть до ранней смерти матери (1963г.) живет в 8-метровом подвале на углу Фрунзенской набережной, в &quo ...