Одна из трудностей профессии музыканта состоит в том, что все его двигательные действия происходят с поднятыми руками. При этом поднятые руки должны постоянно находиться в состоянии максимальной свободы и совершать сложнейшие по своей структуре движения. Имеется в виду игра как в положении стоя, так и сидя. На какой принципиальной основе следует формировать процесс звукоизвлечения, учитывая специфику постоянно неестественного положения рук?
Современная методика убедительно доказывает, что весовой принцип звукоизвлечения наиболее рационален, прогрессивен и эффективен в отличие от силового, базирующегося в основном на принципе нажимных действий руки. Управление процессом звукоизвлечения заключается в умении регулировать соотношение веса руки и силы ее нажима непосредственно на струну и пользоваться разнообразными видами атак. Что подразумевает понятие «вес руки», каковы рациональные методы воспитания этого ощущения, и, наконец, какова взаимосвязь понятий «вся рука» и «вес руки»?
Совершенно очевидно, что ощущения веса руки базируются на ощущениях веса всех ее частей как целостной единой системы и формируются на основе постоянных контактов двух крайних точечных зон руки - мышечных групп лопатки и мышечных групп кисти и пальцев.
Воспитание этого фундаментального ощущения наиболее эффективно при нахождении рукой конкретных (осязаемых) точек опоры на плоскости - первичное действие и перенесение этих ощущений на руку, находящуюся в поднятом - подвешенном положении - вторичное действие.
В опущенном, фиксированном к боку положении рука яснее всего ощущается как часть корпуса. При этом точки опоры корпуса на ноги являются общими для всех его частей, в том числе и для рук. Таким образом, ощущения «всей руки», а, следовательно, и ощущения ее веса в руке провисшей вдоль корпуса проявляется оптимально. Если ощущение веса руки четко не зафиксировать в памяти ученика до ее подъема, то при подъеме руки оно неизменно теряется.
Вес всей руки формируется на основе максимального ощущения веса ее силовой зоны. В свою очередь, ощущение веса силовой зоны формируется не только на базе ее собственного веса. Силовая зона руки, особенно ее лопаточная область, контактирует непосредственно со всеми мышечными группами спины. Следовательно, к ощущению ее собственного веса добавляются, в известной степени, и ощущения веса мышечных групп, соседствующих с областью лопатки и отдаленных от нее. В данном случае наблюдается своего рода цепная реакция: взаимодействующие мышечные группы спины передают часть своего веса на руку при ее опоре на конкретную плоскость. Естественно, подобная «прибавка» веса при контакте руки с музыкальным инструментом диктуется динамической необходимостью, связанной с увеличением или уменьшением нажима руки на струну.
Формирование стабильного ощущения веса всей руки при опущенном ее положении и сохранение этого ощущения при ее подъеме предполагают три этапа действий:
1. Исходное положение: рука опущена вниз, пальцы сложены в кулак, плечевая часть руки несколько отведена в сторону спины (лопатки) и плотно фиксирована на боку. Сосредоточение внимания на стабильном ощущении веса всей руки - от лопатки до кисти и пальцев, при опоре плечевой ее части на корпус.
Подробно о музыке:
Особенности постановки правой руки
Вырабатывая правильную постановку правой руки на клавиатуре, преподаватель должен добиться, чтобы учащийся умел расслаблять руку. Для этого можно попросить ученика опустить руку вниз, расслабить при этом все мышцы, а затем приподнять вверх, сгибая в локтевом суставе, задействовав при этом только м ...
Rolling Stones ("катящиеся камни")
Самое начало 60-х годов интереснейшее время в английской музыке. Одной из известнейших фигур музыкальной жизни Лондона того времени был гитарист и пианист Алексис Корнер. В 1962 году Корнер основал свой легендарный ансамбль "Блюз инкорпоретед", в составе которого играли в разное время мн ...
Принцип освоения обобщенных идей в музыкально-педагогическом диалоге
В музыкально-педагогическом диалоге эмоции его участников - иерархия художественных реакций от преходящего настроения до элементов мироощущения, мировосприятия - ведут к возникновению эмоциональных обобщений. Обобщения эмоционального порядка направлены на эстетические и этические идеи. "Эмоци ...