На протяжении всей моей работы в старообрядческих общинах я не раз задавался вопросом, почему в разных храмах разнится продолжительность богослужений, одних и тех же песнопений? Время, скорость движения в музыке, как известно, определяется темпом. На собственном опыте я убедился в том, что у старообрядцев из всех средств музыкальной выразительности именно темп выполняет одну из самых важных, определяющих функций. В каждой общине принят свой темп исполнения тех или иных песнопений, в зависимости от типа богослужений. Более того, темп может меняться и на протяжении одной службы.
Относительно времени ведения службы в целом во всех общинах абсолютно все певцы констатировали убыстрение темпа на протяжении XX столетия и особенно в послевоенное время. Причины этого явления простые, чисто житейские: удаленность храма от места жительства, производственная занятость людей (в советское время). Наконец, влияет на старообрядчество, как и на всех людей в целом, ускоряющийся в XX, особенно в XXI веке темп жизни. Валентин Александрович Лукин, уставщик Рогожской общины вспоминал, что в начале XX века всенощная на Рогожском длилась семь часов. К тому же на ней вычитывались Пролог, Синаксарь и т. д. В настоящее время в этом же храме оно длится в среднем пять часов. При этом Валентин Александрович всегда возмущался "быстрым", с его точки зрения, темпом служения и не один раз критиковал за это духовенство: "Безобразие. Очень быстро заканчивают молиться". Стрельниковские и костромские певцы также констатировали ускорение темпа: "Раньше пели пореже". Некрасовцы вспоминают, что в бытность их в Турции в храмах служение и чтение было более медленным. А в настоящее время у них самая скорая во всем старообрядчестве служба. Всенощная длится всего три часа. "В Турции пореже читали, — поясняет Семен Иванович Милушкин. — Строго там было. Там, если что, подходит и за ухо, если сильно (то есть быстро. — Н. Д.) читаешь. Там прямо малыши читали . Так что там пореже. Или даже кричали с другого клироса — пореже читай".
В Вилкове и Куничах убыстрение темпа служения и пения наблюдалось так же после 1940 года. Хотя в настоящее время богослужения здесь длятся намного дольше, чем в других местах в России. Так, в 1991 году всенощная в праздник вешнего Николы длилась семь часов. Федор Иоакимович Изотов, руководивший правым клиросом, рассказывал: "Мне митрополит (Алимпий. — Н. Д.) говорит: "Немножко сжать". А мы по-своему" (разница в темпе, особенно по сравнению с Москвой, замечалась и раньше. — Н. Д.). "В Москву как начали ездить, отец Моисей еще был, так и все попеределали. Дело вот в чем. Вот, я приду, скажем, в три часа, а Вы придете в шесть. Вам, конечно, хочется пореже. Еще Владыка Иосиф говорил: "Что вы растягиваете? Человек пришел с работы, и он хочет какой часок постоять. Я вы тянете резинку".
Аналогичная ситуация складывалась и в Куничах, о чем мне опять-таки рассказывал отец Иван. "Приехал к нам владыка Иосиф. Ну, кончили всенощное, ну, священник так входную делает. "Пошли, пошли, — говорит. — Бери книгу". А я тогда дьяком был. "Бери книгу". Я взял книгу и — ирмосы "Волною морскою". Я разложил книгу, налойчик взял, поставил. "Ну вот, слушайте, как лучше петь". Вот запевает. А у нас редко пели, так "напевкой". И вот . "Или, — говорит владыка, — вот, значит, вот" (отец Иван поет при этом. — Н. Д.). Я говорю: "Конечно так, Владыко". — "Ну, так вот, отец Иван". То есть давай, — говорит, немножко убыстрять. Ну и начали немножко. Да, да, да. Я с того времени, когда мне владыка Иосиф сказал это все . ну и начали немножко мы круглить, да".
Видимо, епископу Иосифу принятый в этих приходах темп служения и пения казался не совсем обычным. Фактически епископ Иосиф в молдавско-дунайских приходах явился проводником особенностей традиций жизни и служения российских общин, в частности Московской, Нижегородской. Как свидетельствует отец Иван, в Куничах пели в то время намного медленнее, господствовала "напевка". Новое пение, по их понятиям, заключалось в убыстрении темпа — "немного круглить стали", как метко выразился священник.
В Кисловодской общине приехавшие туда новосибирские певцы стремились установить свою традицию исполнения песнопений и жаловались на местных певцов: "Они пели быстро, грубо, громко, "напевкой". Мы плакали навзрыд от такого пения. В Новосибирске еще медленнее поют", — подчеркивали они при этом. В 1980-е годы пение в Гомельской общине, наоборот, резко выделялось своим быстрым темпом среди окружающих приходов юго-западной части России — в Добрянке, Клинцах, Новозыбкове.
Подробно о музыке:
Дмитрий Дмитриевич Шостакович
Дмитрий Дмитриевич Шостакович
(1906—1975)
Советский композитор, пианист, педагог, музыкально-общественный деятель. Окончил Ленинградскую консерваторию у Л. В. Николаева (фортепьяно , 1923), М. О. Штейнберга (композиция, 1925). Концертировал как пианист, участвовал в ансамблях, исполняя свои про ...
А.Н.Скрябин Черты стиля
В русской музыке начала XX столетия Александр Николаевич Скрябин занимает особое место. Даже среди многих звезд "серебряного века" его фигура выделяется ореолом уникальности. Мало кто из художников оставил после себя столько неразрешимых загадок, мало кому удалось за сравнительно недолгу ...
С.Владимиров, журналист
Высоцкий спекулирует на наших трудностях роста и ошибках.
Вот, например, образчик. Автор клевещет на советский строй, издевательски
преувеличивает трудности. А дальше: Зато, говорю, мы делаем ракеты
И перекрыли Енисей,
А также в области балета
Мы впереди, говорю, планеты всей.
Над кем ...