Песня как одно из средств формирования личности

Статьи о музыке » Песня как одно из средств формирования личности

Страница 2

Пусть всегда будет солнце,

Пусть всегда будет небо,

Пусть всегда будет мама,

Пусть всегда буду я!

Много песен было написано о Родине, о Москве, о Ленине. Эти песни помогали укреплять веру людей в то, что худшее время позади. Энтузиазм народных масс был колоссальным. Труд, практически неоплачиваемый, был в радость. Несмотря на ужасающую материальную нищету, люди ощущали приподнятость настроения.

Период “оттепели” в жизни страны

Характеризуется разрывом с репрессивными формами тоталитаризма, усиленной пропаганды скорой достижимости “коммунистического изобилия”. Это был последний всплеск веры в будущее. Этот период отмечен такими яркими событиями как освоение космического пространства, применение атомной энергии в мирных целях, расширение социальных программ. Перспективы советской музыки, ее цели указаны Коммунистической партией предельно ясно. Создать музыкальную культуру коммунистического общества. Советская песня в этот период обрела новое дыхание. Героем песенного творчества становится “человек беспокойного сердца”, романтик, целинник, рабочий, таежник. Появилась новая плеяда композиторов: А. Бабаев, В. Баснер, А. Пахмутова, Я. Френкель, А. Холминов и др. Развивая традиции заложенные ветеранами советской массовой песни, они обогащали ее различными музыкальными интонациями. Обращаясь к современной тематике, они создали яркие произведения, разнообразные по содержанию и художественной выразительности. Большой успех выпал на долю А.Н. Пахмутовой. Без преувеличения можно сказать, что она является олицетворением этого периода в песенном искусстве. Ее песни отражали все лучшее, что было достигнуто. Многие ее произведения посвящены советской молодежи, ее жизни, трудовым подвигам, героическим делам. Эпиграфом к ее сочинениям могли бы служить строки из “песни о тревожной молодости”:

Меня мое сердце

В тревожную даль заведет !

Мелодия песни и лирична и мужественна в то же время. Композитор создает выразительный музыкальный образ “тревожной дали”. В мелодии песни “Гео логи” –другой характер. Тема душевного тепла и дружбы постепенно переходит в прославление мужественности и духовной силы:

А путь и далек, и долог,

И нельзя повернуть назад.

Держись, геолог! Крепись геолог!

Ты ветра и солнца брат!

А. Пахмутова создала и возглавила направление молодежной песни, обогатила традиции этого жанра. В песнях Пахмутовой поется о любви, дружбе, верности, о разлуках и встречах, душевных страданиях, вызванных разлукой:

Опустела без тебя Земля.

Как мне несколько часов прожить?

Мелодия передает и тоску расставания и нежность души к любимому человеку.

Композитор Пахмутова живет одной жизнью со своей страной, откликается на все значительные события. Вокальный цикл “Созвездие Гагарина” (стихи Н. Добронравова) прекрасно воссоздает образ нашего замечательного современника.

Период развитого социализма, “стабильности”, названный позднее периодом застоя, характеризуется стабильностью в политике. В экономике наблюдаются лишь частичные изменения, благодаря которым все-таки достигается определенное благополучие. Тем не менее незаконные привилегии толкали людей на извращенный путь достижения достатка, обесценивавший понтия долга, чести и другие нравственные понятия. Увеличился рост преступности, пьянства, проституции. Формально в культурной жизни страны Брежнев выступал против крайностей: “очернительства” – с одной стороны, “лакировки действительности” с другой, Возросло влияние цензуры, участилась практика запрета. Обозначилось противостояние двух культур: официально - догматической и гуманистической. В первой сохраняют свою доминирующую роль песни о Родине, о Ленине, о партии, о комсомоле: “Партия - наш рулевой” В. Мурадели (слова С.Михалкова), “Славлю свою Советскую Родину” А. Филиппенко, цикл песен – баллад, таких как “Баллада о смерти” О. Фельдмана (слова Р. Рождественского), “Баллада о братстве” И. Шамо (слова Д. Луценко) и др. Во второй преобладают песни “магнитофонной революции”. Записи песен, не признаваемые официально, вошли в быт и сознание миллионов людей. Признанными лидерами здесь стали Б. Окуджава, В.Высоцкий, А. Галич. Почти в каждой семье звучали песни названных авторов. В.Высоцкого знал и стар и млад. Люди, уставшие воспевать то, что они не видели в реальной действительности, были понятны герои песен Высоцкого: и тот которого тянуло от Зины в магазин, и тот, который старался вырватъся за флажки, и тот, который призвал ученых копать картошку, пока она не разложилась на полях, вместо того, чтобы разлагать молекулы на атомы, и тот, который не стрелял, и тот, который после олимпийских игр на нуле, в то время, как Пеле имеет и “шеврале”, и крем-брюле в хрустале многие другие.

Страницы: 1 2 3 4


Подробно о музыке:

Brownsville station
Brownsville station Американская команда "Brownsville station" была основана в 1969 году в городишке Энн Арбор, что в штате Мичиган. Основоположником ее стал гитарист и певец Каб Кода (Майкл Кода, р. 1 августа 1948, Детройт, у. 1 июля 2000). Тяга к музыке у него появилась еще в пять лет, ...

История «мутации» рок-н-ролла
Рок-н-ролл – вот слово, которым сейчас принято называть все что угодно и ничего конкретно одновременно. Даже обычное дребезжание гитар уже зачастую называют этим словом., хотя в действительности изначально под этим подразумевалось нечто иное. В 50-х, когда он появился, словом рок-н-ролл называли н ...

Характер использования Римским-Корсаковым инструментов духовой группы
Преподавая и учась в консерватории, руководя духовыми оркестрами, занимаясь дирижерской деятельностью, Римский-Корсаков получил те знания, которых ему недоставало долгие годы, поэтому он подверг переработке все свои ранние произведения, а также «Псковитянку». Вот что было написано в музыкальной л ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.levelmusic.ru