Многолетний опыт преподавания сольфеджио на музыкальном факультете педагогического училища даёт некоторое основание для анализа проблем, с которыми приходится сталкиваться преподавателю на первых же занятиях с первокурсниками; на преодоление этих трудностей часто уходит много времени.
Уровень учащихся как по способностям, так и по знанию предмета бывает, как правило, различен, так как все они учились в различных музыкальных школах, студиях, отличающихся друг от друга и уровнем возможности набора (я имею в виду способности детей), и уровнем преподавания сольфеджио.
Почти во всех случаях сразу бросается в глаза отсутствие осмысленности производимых действий – исключительно важного момента для развития и воспитания музыкального слуха.
В настоящей статье мне хотелось бы поговорить о припоминании как о необходимом элементе музыкального мышления, предшествующем любому практическому действию в интонационном воспроизведении (вслух или про себя) звука, интервала, аккорда или мелодического оборота.
Припоминание (или воспоминание) как навык, как попытка восстановления в памяти тех или иных музыкальных элементов, уже слышанных и даже хорошо знакомых, необходимо не только в любой форме работы на уроке, но и в любом виде музыкальной деятельности.
Припоминание тем более важно, что теоретические знания идут вслед за слуховыми ощущениями, должны опираться на уже имеющийся слуховой опыт. Не случайно в музыкальных школах преподаватели пытаются ассоциировать звучание, например, интервалов с чем-либо уже знакомым для детей: секунда – “клякса” или “ёжик”, кварта – “труба” и т.д. – и лишь потом переводят эти слуховые ощущения в просто секунду, кварту и т.д.
Воспитание и развитие музыкального слуха можно разделить в этом смысле на два необходимых и последовательных этапа.
Первый этап – от слухового опыта и ассоциаций – к теоретическим знаниям, то есть воплощение звучания в теорию.
Формула:
Зучание (слуховой опыт) |
-> |
Ассоциации |
-> |
Теоретические знания |
Второй этап – это обратный адрес, то есть воплощение теории в звучание.
Формула:
Теоретические знания |
-> |
Ассоциации (припоминание теоретическое) |
-> |
Припоминание(интонационное) |
-> |
Воспроизведение |
Сейчас разговор пойдёт только о втором этапе, в котором в большей степени присутствует припоминание.
Мы затронем только некоторые формы работы, с которых и начинается привитие навыков осмысленности каких-либо действий, то есть проведение определённой умственно-слуховой работы, предшествующей любому действию.
Привычка припоминания, особенно на начальной стадии развития музыкального слуха, важна не только как средство, активизирующее музыкальное мышление ребёнка, но и как активная, постоянная тренировка его слуха, ибо мало для развития слуха только понять, что для этого требуется. Именно за этим осознанием и должна следовать тренировка слуха, что и даёт припоминание. И чем чаще в работе присутствует припоминание, тем интенсивней эта тренировка.
Двух часов в неделю, отводимых для занятий сольфеджио (то есть две тренировки слуха в неделю) бывает недостаточно, тем более, что, как правило, эти два часа объединяют вместе в один день, и здесь возрастает роль домашней самостоятельной подготовки, в которой, к сожалению, наши учащиеся, в силу разных причин, не слишком усердствуют, лишая себя тем самым тренировки и, отсюда, успешного продвижения в развитии своего слуха.
В своей работе с группой учащихся преподаватель должен отводить довольно много времени и упорства, чтобы научить их правильной методике домашних занятий, и это обучение должно начинаться с первых же уроков.
Подробно о музыке:
Жизнь и смерть Курта Кобейна
Для одних слово "НИРВАНА» означает приподнятое состояние сродни озарению, для других место окончательного успокоения, что-то вроде чувствительного Рая. Но миллионы поклонников рока понимают под этим только одно - название группы, которая перевернула представление о статусе рок звезд в 90-х. N ...
Интервью газете "Политехник" (Ленинград) 24 февраля
1984 г.
- Что
главное
,
по
-
вашему
,
в
музыке
?
В
чем
секрет
ее
популярности
? - -Я думаю - актуальность. А в общем, песни должны быть хорошими -
Мы
знаем
ваши
стихи
-
и
простые
,
жизненные
,
на
волнующие
всех
нас
темы
,
и
более
сложные
,
с
подтекстом
.
Что
вам
ближе
?
- Я не представляю себ ...
Рихард Штраус (1864-1949)
Рихард Штраус, великий немецкий оперный композитор, второй по величине после Вагнера, завоевал успех двумя бурными драмами: "Саломеей", основанной на библейской истории о страсти Саломеи к Иоанну Крестителю, и "Электрой", древнегреческой трагедией об убийстве и мести. В этих дв ...