Великий гимн А. Александрова

Страница 2

Тем не менее в 1944 г. Советская Россия обрела свой государственный гимн. «Союз нерушимый» исполнялся в этом качестве на всех официальных церемониях почти 50 лет. По радио его звуками начинался и заканчивался каждый день. С ним под бой курантов встречали Новый год. Он звучал на официальных церемониях встреч и проводов иностранных гостей. Под торжественную музыку А. Александрова советские спортсмены получали свои награды. Гимн исполняли на праздничных парадах в сопровождении орудийных залпов. Причем его обычно играли без слов, в оркестровом варианте. Прекрасная музыка способствовала большой популярности гимна в народе.

Его популярность оказалась настолько велика, что случилось небывалое в истории России. После развала СССР на рубеже 80-90-х гг. и радикального политического переустройства страны гимн А. Александрова после семилетнего перерыва, перешагнув через целую эпоху, вновь стал официальным гимном возрожденной России с новыми словами С. Михалкова. Как это случилось?

В 2000 г. вопрос о гимне был обсужден на Госсовете под председательством Президента РФ В. Путина. В процессе ознакомления с различными вариантами Госсовет пришел к выводу о том, чтобы восстановить музыку А. Александрова с новым словесным текстом в качестве гимна России. Указом Президента России от 30 декабря 2000 г. был утвержден новый текст Государственного гимна Российской Федерации, написанный поэтом Сергеем Михалковым.

Удивительная жизнеспособность музыки А. Александрова заставляет внимательнее присмотреться к личности и творчеству выдающегося русского композитора и генерала. При знакомстве с жизнью этого замечательного человека в глаза бросается сходство его личных качеств и дарований с талантами авторов гимнов из предшествующих эпох. Снова уже в ХХ в. перед нами человек, связанный с богослужебным пением: замечательный певчий и регент (конечно, на советской военной службе это не афишировалось). Снова талантливый композитор и, одновременно, военный дирижер .

Из статьи А. Компанейца узнаем, что А. Александров родился под Рязанью. Воспитывался в благочестивой, православной крестьянской семье. С детства его готовили к богослужебному поприщу. Поскольку Александр обладал абсолютным слухом и удивительным по тембру серебристым голосом, родители прочили ему будущее церковного певчего. В девять лет отец отдал его в хор мальчиков при Казанском соборе Санкт-Петербурга, а затем Саша, благодаря своим выдающимся способностям, стал певчим Придворной певческой капеллы.

Великий русский композитор Н.А. Римский-Корсаков, заметив выдающиеся данные юного хориста, принял участие в его судьбе. Он обучил его музыкальным дисциплинам по специальной программе, а затем сам же принял у него экзамен в Петербургскую Консерваторию, где юный Саша занимался у А. Глазунова и А. Лядова. А завершал учебу он уже в Московской Консерватории (1913 г.) по классу сочинения у С. Танеева и М. Ипполитова-Иванова с дипломной работой опера «Русалка» по Пушкину. Одновременно Александр работал регентом в различных церквах, руководил синодальным хором в Москве.

Даже из краткого знакомства с жизнью А. Александрова становится ясно, что он был человеком, объединяющим в себе достоинства высокой духовности, музыкального профессионализма и воинского служения. В новых исторических условиях Социалистической России дарования А. Александрова удивительно напоминают творческий облик других авторов российских гимнов из предшествующих эпох. То же доскональное знание богослужебной гимнодии и исполнительское дарование, что и у Д. Бортнянского, А. Львова. Замечательные дирижерские качества в области военной музыки, как у О. Козловского и А. Львова. Создается впечатление, что это все люди одного круга, несмотря на разделяющее их время. Как же эти свойства личности А. Александрова отразились в его гимне? Здесь, наряду с вышеизложенными жанровыми истоками (массовая песня, марш), стоит остановиться еще на одном: на жанре духовного песнопения, воплощенном в гимне.

Страницы: 1 2 3 4


Подробно о музыке:

Жизнь и творчество Д.Д.Шостаковича
Природа одарила Дмитрия Дмитриевича Шостаковича характером необычайной чистоты и отзывчивости. В редкостной гармонии сливались в нем начала — творческое, духовное и нравственное. Образ человека совпадал с образом творца. То мучительное противоречие между повседневностью и нравственным идеалом, кот ...

В. Высоцкий - Он был чистого слога слуга...
Братские могилы На братских могилах не ставят крестов, И вдовы на них не рыдают- К ним кто-то приносит букеты цветов, И Вечный огонь зажигают. Здесь раньше вставала земля на дыбы, А нынче - гранитные плиты. Здесь нет ни одной персональной судьбы - Все судьбы в единую слиты. А в Вечном о ...

Рок-музыка в контекстах художественной культуры
Как часть массовой культуры второй половины ХХ - начала ХХ1 вв. рок-музыка является объектом неослабевающего внимания - споров, размышлений и исследований. Часто, несмотря на стилевое многообразие, она рассматривается как некое внутренне непротиворечивое целое, выполняющее в общем культурном конте ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.levelmusic.ru