Пятый звонарь звонит в четыре колокола: "Голодарь" (As), "Баран" (е) и два "Зазвонных". Методика звона у пятого приблизительно та же, что и у четвертого звонаря.
А. Израилев, записавший Ионинский звон, предлагает наряду с традиционным звоном, где используется "Голодарь", выходящий за рамки обертонового звукоряда, свой "исправленный" вариант, как это было задумано еще при митрополите Ионе, "красным звоном" в одну гармонию (без As). В старину "красным" назывался согласный подбор колоколов погласицей, гаммой.
Про "Акимовский" звон говорят, что он исполняется "с пересечкой". Действительно, ритм "Акимовского" звона значительно сложнее, чем "Ионинского": здесь четвертый звонарь дробит первую и четвертую доли, а пятый звонарь играет на "Зазвонных" колоколах в два раза быстрее (то есть более мелкими длительностями), чем в "Ионинском" звоне.
В "Егорьевском" звоне главная роль принадлежит пятому звонарю, который из двух "Зазвонных" колоколов вызванивает различно ритмизованные мелодии, интонационно зеркально расположенные по отношению друг к другу: первый мотив с опорой на верхний звук, второй — на нижний. Его поддерживает четвертый звонарь, который вызванивает маршевый ритм (у звонарей он часто называется "пересечным").
Один из распространенных будничных звонов производится одним исполнителем в шесть колоколов, другой (тоже будничный), употребляемый от Фоминой недели до отдания Пасхи, производится пятью колоколами.
А. Израилев в заключении своей работы предлагает исправить все традиционные звоны и приводит свои нотированные варианты: ""Ионинский", "Акимовский" и "Егорьевский" (звоны) нельзя назвать правильными по отношению к музыке, потому что здесь в музыкальный аккорд До мажора входят звуки таких колоколов, которые весьма разногласят. Я с своей стороны нахожу необходимым при этих звонах выпустить следующие колокола: Голодарь (As), Безыменный девятый (d) и десятый (а1), но с тем, чтобы этот зазвонный заменить "Ясаком" (с)". "Ясак" — колокол, расположенный не на колокольне, а на восточной стене самого храма у окна жертвенника, из которого служитель дает звонарю указание о моменте начала благовеста или звона.
Предложенные А. Израилевым исправленные звоны, конечно, с точки зрения гармонии более естественны, однако, они не так колоритны. Небольшая дисгармоничность не ухудшает звоны, а придает им своеобразие. М. П. Мусоргский, возможно, от ростовских звонов заимствовал великолепие звучания колоколов во второй картине "Бориса Годунова" в сцене венчания на царство.
Используя пример Ростовских звонов, так подробно описанных и переложенных на ноты А. Израилевым, можно подвести некоторые итоги.
На русских звонницах и больших колокольнях звонили по определенным правилам. Прежде всего колокола распределялись по функциям: низкие — средние — высокие. Низкие — самые большие, тяжелые, медленные — задают темп звона. Например, два человека, управляющиеся с "Сысоем", вызванивают 42 удара в минуту (при этом ударяют в оба края колокола), а в "Егорьевском" звоне они бьют языком лишь в один из его краев. Следовательно, один удар каждый раз пропускается, в результате чего низкие звуки раздаются в два раза реже (то есть звучит 21 удар в минуту). Низкие колокола создают ритмическую и гармоническую основу всего звучания. В них заключена вся специфика русских колокольных звонов [напомним, что только в России после перехода к языковому способу звукоизвлечения могли быть созданы инструменты-гиганты: на Успенской звоннице Московского Кремля сохранились колокола XVII в. "Реут" (1622 г.) весом в 1200 пудов (32 тонны) и "Вседневный" (1652 г., отлитый Емельяном Даниловым) в 998 пудов (13 тонн)].
Средние колокола в Ростовских звонах поручаются четвертому звонарю. Его роль в общем ансамбле двояка: в средних регистрах он поддерживает основной ритм низких инструментов, а Безымянными колоколами вызванивает сложную мелодико-ритмическую фигуру из нескольких звуков.
Верхнему регистру колоколов поручена самая звонкая "рассыпчатая" мелодия, которая принадлежит зазвонным колоколам, и она звучит непрерывной трелеобразной линией иногда медленней (как в "Ионинском" звоне), а иногда быстрее и более фигурационно (как в "Егорьевском"). Вместе с тем пятый звонарь, который и создает эту праздничную атмосферу трезвона, поддерживает основную метрическую сетку двумя более низкими колоколами ( "Баран" и "Голодарь").
Судьба была благосклонна к ростовским колоколам, их не тронули ни войны, ни разруха, ни намеренное истребление церковных ценностей. Иной путь, к сожалению, был уготован прочим шедеврам колокололитейного искусства. Многие из них пострадали уже в Петровскую эпоху.
Подробно о музыке:
Антонио Вивальди
Антонио Вивальди
(1678—1741)
Итальянский композитор, скрипач, дирижёр, педагог. Учился у своего отца Джеван Баттисты Вивальди— скрипача собора Сан-Марко в Венеции, возможно также у Дж.Легренци. В 1703—25 педагог, затем дирижёр оркестра и руководитель концертов, а также директор (с 1713) женско ...
Популярнейшие ныне течения в
техно-музыке
Detroit
House
Детройт. Рождение музыки техно совпало с глубоким упадком автомобильной промышленности Америки - как символическое знамение постиндустриального ренессанса. Появление техно положило конец стилистическому делению музыки на направления. Отныне гармония, дисгармония, шум, песня - всё в ...
Произношение
В старообрядческом пении чрезвычайно специфична акцентуация. Никогда, никаким способом не выделяются какие-то отдельные слова текста (в отличие от церковной музыки ХVIII-ХХ вв.). Задача певца всегда неизменна только в одном — в четком и ясном донесении текста до молящихся в храме прихожан. Для это ...