2-я волна - 1-й раздел разработки.
Характер меняется, на смену тихой скорби приходит новое эмоциональное состояние, выражающее протест. Динамическая экспрессия связана с полифоническим насыщением фактуры, мелодия и бас постепенно удаляются друг от друга, создавая впечатление значительности, монументальности. Это самая драматическая часть прелюдии, здесь необходимо пользоваться весом всей руки.
3-я волна - 2-й раздел разработки.
Происходит перлом. Музыка просветляется, звучит прозрачный хорал в нисходящем движении. По характеру музыка близка экспозиции. Та же скорбь, только просветленная.
4-я волна - кода.
Вначале продолжает настроение хорала, который драматизируется и переходит во 2-ю кульминацию, которая, как и 1-я, решена фактурными средствами. Кульминация завершается ум. 7, звучит очень напряженно. Это последний всплеск отчаяния, самое сильное столкновение внутреннего и окружающего. В конце два такта нужно играть в том же темпе, без замедления.
ФУГА.
Тема та же, что и в фуге es-moll 1 том.
Для того чтобы увеличить впечатление отчаяния, Бах в теме употребляет ход не на ч. 5 вверх, а на ч. 4 вниз (и поэтому образуется интервал малой 9, а не м. 2).
Трудность фуги заключается в 5-ти голосии. Важно не только показать все проведения темы, но и проследить за развитием остальных голосов. Более громкое исполнение темы не является единственным способом сделать ясным ее проведение. Можно выделить тему посредством определенного тембра, отличного от других голосов, даже если он будет менее громким. Для определенного голоса необходимо единство тембра на протяжении всей фуги. А для всех голосов обязательно различие красок. Второе проведение темы в альте особо выделять не следует, так как вступление ее и так ясно, нужно придать этому голосу определенный, более твердый тембр, таким образом, вступая вторым, альт вносит ясность в двухголосие, а затем и в 3-х голосие и т. д. Это дает возможность проследить за развитием всех голосов.
После экспозиции идет восьмитактовая интермедия.
Интермедия хорального склада, предвосхищает просветленное настроение средней части. Длинные ноты в верхних голосах должны по тембру значительно возвышаться. В нижних голосах движение четвертями должно исполняться предельно legato, чтобы не возникало толчков, и не нарушалась стройность хорала и общее движение, которое при довольно медленном темпе вести сложно. Для максимальной связности мелодии необходимо брать запаздывающую педаль на каждую четверть.
Средняя часть начинается в светлой тональности Des dur. Тема звучит как бы издалека очень тихо и нежно, что вносит контраст с предыдущим развитием и делает ее проведение особенно выразительным.
Особенностью средней части является использование стреттных проведений темы. Кульминация средней части проходит как и первая тема в ре бемоль мажоре, звучит торжественно, радостно.
Далее следует интермедия в Des dur.
В среднем голосе проходит интересная мелодическая тема, которая передается из тенора в альт попеременно. Эту тему нужно обязательно выделить. Мелодия эта имеет декламационную природу, тембр ее близок человеческому голосу, поэтому она звучит очень выразительно. Ее секвенционное проведение приводит к началу 2-го раздела средней части.
После 4-х проведений темы в разных голосах следует каденционный участок, который начинается с двойного проведения темы одновременно и в теноре и в альте в тональности es moll.
Двойное проведение темы большой трудности не представляет, важно только не выделять сопрано, так как этот голос в силу своего тембра обязательно перебьет проведение тем в средних голосах.
Развитие двух тем переходит в каденцию, затем следует прерванный оборот, после чего идет большое повторное кадансирование, которое составляет заключительную часть. В этой части находится главная кульминация всей фуги - это стреттное проведение тем в 5-ти голосах поочередно, начиная с сопрано.
Подробно о музыке:
1844-45гг.
Первые выезды заграницу: Вена, Брюссель, Париж, города Германии. В письмах к отцу критиковал то, что видел и слышал. Исполнял свои произведения и получил известность. ...
Психологические трудности выступления на сцене и
критерий
оценки
Мастерство музыканта - педагога проявляется в том, насколько точно он может выявить и развить лучшие задатки каждого учащегося, способствовать формированию его индивидуальности. Этому может способствовать атмосфера творчества, взаимопонимания, доброжелательности, которую необходимо создать у себя ...
Жорж Бизе
Жорж Бизе
(1838—75)
Французский композитор. В 1857 окончил Парижскую консерваторию, где занимался у А. Ф. Мармонтеля (фортепьяно), Ф. Бенуа (орган), П. Циммермана и Ш. Гуно (контрапункт и фуга), Ф. Галеви (композиция). В 1858—60 жил в Италии. Блестящий пианист, Бизе отказался от концертной деяте ...