«Рассматриваю музыку не как искусство забавлять слух, но как одно из величайших средств трогать души и возбуждать чувства»
Глюк.
«Музыка – откровение более высокое, чем мудрость и философия. Музыка должна высекать огонь из души человеческой. Музыка – народная потребность»
Людвиг ван Бетховен.
«Восприятие музыки - это познание самого себя»
Ф.Лист.
Современное образование рассматривается как сложный процесс, создающий условия для развития личности. Его задачей является воспитание человека, ориентированного на понимание, признание и принятие другого человека. Задачи гуманизации педагогического процесса и аксиологический подход к нему требуют создание атмосферы обращенности к ребенку, обеспечения необходимых условий для его полноценного развития. Для этого важную роль отводят музыкальному искусству, т.к. исследования многих ученых показывают, что музыка вызывает эмоциональный отклик у детей раньше других искусств.
Музыка есть совершенно особый, ничем другим не заменимый путь познания разнообразных оттенков эмоционально-чувственных состояний человека, его переживаний, настроений, являясь одновременно и инструментом познания, осмысления и освоения прекрасного в самой действительности, красоты и глубины человеческих чувств, отношений.
«Музыка переносит нас из сферы видимости – в сферу чувств, из области предметных образов – в область бесплотных звуков, из царства зрения в царство слуха. Предметом музыки становится непосредственно слышимая «жизнь души», интонационно выраженные переживания и чувства людей, заключенный в них жизненный смысл» (Р.М. Чумичева).
Активное восприятие музыкальных произведений способно удовлетворять потребность людей в самих переживаниях, которые монотонный быт приносит в недостаточном количестве. Вместе с тем в процессе восприятия музыки могут хотя бы частично удовлетворяться такие эстетические потребности, которые в сегодняшних условиях жизни практически невыполнимы. М. Марков утверждает, что итогом восприятия музыкального произведения является преобразование эмоционального состояния и поведения человека.
Музыка как вид искусства открывает человеку возможность познавать мир и в процессе познания развиваться. Воспитательная эффективность музыкального воздействия таится в самой специфике постижения музыки на уровне музыкального восприятия как художественного общения, когда в музыкальном звучании воспринимаются не просто звуки или структурные элементы, а «социальные чувства человека, и эстетическое переживание заключается в сопереживании, в сочувствии выраженной радости или горю, дружбе или вражде».
У ребенка в процессе восприятия музыкальных образов возникает чувство сопереживания, до которого он в своей обыденной жизни не поднимается и не сможет подняться. После завершения контакта с музыкальным произведением ребенок возвращается в зону своих эмоций, но уже в какой-то степени обогащенной. Эта особенность музыки дает возможность ребенку духово восполнять то, что недостает ему в неизбежно ограниченной пространством и временем жизни, компенсировать посредством воображения удовлетворения множества потребностей. Это было доказано в работах Н.Б. Берхина, О.П. Радыновой, А.Н. Сохор.
Проблема достижения катарсиса при восприятии музыкального произведения привлекает внимание исследователей в разных странах мира. Несмотря на многочисленные работы в этой области, все же перед педагогами встает целый ряд малоизученных вопросов, и среди них выделяется такой как исследование механизмов достижения катарсиса при восприятии музыкального произведения. Этот вопрос является остро актуальным и именно он лег в основу нашего исследования.
Успех музыкального развития детей зависит в первую очередь от личности педагога, от использования им методов и приемов обучения, форм организации музыкальной деятельности, применяемых в работе с детьми, но прежде всего – от качества используемого репертуара, т.е. от содержания музыкального воспитания. Важно использовать в работе с детьми полноценную в художественном отношении музыку: это прежде всего классика и народная музыка, которые способствуют достижению необычайно сильных переживаний, которые, другими словами, Аристотель назвал «катарсисом».
Наша современная жизнь сделала слушание музыки доступным для всех. Она звучит не менее половины радиовремени с раннего утра до поздней ночи. На телевидении музыкой сопровождается едва ли не любая немузыкальная передача. И как часто вместе с этой легкодоступностью происходит обесценивание музыки. Она превращается в нейтральный, практически не воспринимаемый шум. Старшим нравится, когда этот шум потише, младшим – когда он погромче. Но в том и другом случаях результатов от длительного искусства никаких. А то даже и отрицательные. Люди просто отвыкают слушать музыку всерьез. Сейчас учащиеся практически не слышат настоящей, серьезной музыки, которая трогала бы их сердца и души. Их привлекает в большинстве лишь музыка низкопробная, рассчитанная на человека с низкой культурой. И такая музыка звучит практически везде.
Поэтому необходимо уделить этой проблеме больше внимания, а именно, построить свою деятельность так на уроках музыки, чтобы дети научились слышать, могли «увидеть» глубину музыкального произведения и понять те чувства, которые хотел передать композитор, а через это получить «успокоение» и художественное наслаждение.
Цель работы: изучить пути и условия развития у учащихся младшего школьного возраста катарсиса при восприятии музыкального произведения.
Объектом исследования является педагогический процесс формирования катарсиса у младших школьников при восприятии музыки.
Предметом данного исследования является содержание и методика развития катарсиса у младших школьников.
Анализ отечественной и зарубежной психологической, музыковедческой, педагогической литературы по изучению проблемы достижения катарсиса и данные собственных исследований позволили выдвинуть гипотезу исследования: если проблема достижения «пикового» состояния при восприятии музыкального произведения на современном этапе столь глобальна, то, возможно, следует подойти к ее решению таким образом, чтобы разработать содержание художественно-эстетической деятельности, наполненное ценностями музыки, как вида искусств и отражающее мир знаний человека.
В работе поставлены и решаются следующие задачи:
изучить работы, научные исследования по данной проблеме ученых-теоретиков, психологов, физиологов, музыкантов-педагогов;
разработать содержание уроков по достижению катарсиса у детей младшего школьного возраста в процессе восприятия музыки.
Специфика объекта и предмета исследования определили необходимость использования разнообразных методов:
теоретический анализ педагогической, психологической литературы, связанной с кругом проблем, обозначенных задачами исследования;
наблюдение за процессом достижения катарсиса младших школьников;
тестирование детей с целью диагностики уровня достижения катарсиса;
анализ продуктов детской деятельности;
протоколирование высказываний и пояснений детей;
опытно-экспериментальная работа (констатирующий, формирующий, контрольный эксперименты).
Экспериментальной базой исследования являлся лицей № 16. В эксперименте принимало участие 20 человек - дети младшего школьного возраста.
Подробно о музыке:
Йозеф Гайдн
Йозеф Гайдн
(1732—1809)
Австрийский композитор. Первоначальное музыкальное образование получил у школьного учителя и регента И. М. Франка в Хайнбурге. В 1740—49 пел в хоре собора св. Стефана в Вене, совершенствовался в игре на клавире, скрипке, органе. В 1753— 56 работал аккомпаниатором у италья ...
Романтическая сонатная форма
Дальнейшее развитие сонатной формы пошло по одному из предначертанных Бетховиным путей – романтические признаки в форме становятся все более отчетливыми, определенными.
Произведения существеннее отличаются друг от друга по содержанию и жанру. Структура сонатной формы управляется порой программн ...
Русская опера
Совершенно иными представляются музыкально-драматические особенности русских композиторов, таких, как Бородин, Мусоргский, Чайковский, которые, продолжая старые традиции, вводят в оперное искусство ряд новых специфических направлений. Огромные исторические панорамы Мусоргского "Борис Годунов& ...