В современных исследованиях мировой музыкальной культуры содержится немало примеров тому, как неверная интерпретация тех или иных исторических фактов порождает многочисленные заблуждения и, в конечном итоге, искажает истину.
Один из них - восприятие лютни как исторического этапа в развитии всеми любимого и популярного инструмента - гитары. С этой точки зрения лютню («королевский» инструмент, «инструмент Его величества») зачастую характеризуют не иначе как «мать гитары». Тем самым ее роль существенно умаляется, и лютня представляется лишь неким атавизмом, выполнившим свое историческое предназначение и ушедшим вглубь веков.
Цель нашей статьи предоставить читателям некоторые из наиболее достоверных сведений об истории формирования и развития лютни.
Лютня как музыкальный инструмент отнюдь не утратила своего самостоятельного значения и продолжает жить полноценной жизнью, имеет ряд почитателей и приверженцев и обладает богатейшими исполнительскими возможностями и репертуаром. В современной музыкальной культуре лютня прочно занимает свою определенную нишу. В большинстве европейских стран она по-прежнему часто звучит в концертных залах, фундаментально изучается в музыкальных учебных заведениях, где преподается класс лютни, или (по крайней мере) старинной музыки, хорошо знакома как профессионалам, так и широчайшему кругу любителей-меломанов. Этому есть логическое объяснение. Лютня инструмент чисто европейский, и весь лютневый репертуар музыка, понятная и естественная для восприятия европейцев.
К сожалению, в России в силу ряда причин лютня превратилась в своего рода эксклюзив, понимание которого доступно лишь эстетам. Большинство музыкантов (и, как ни странно, даже гитаристов!) в нашей стране не имеют практически никакого представления об истинной природе лютни и ее исполнительских возможностях.
По археологическим данным, появление древнейших лютен можно отнести к IV II тысячелетию до н.э. Это сравнительно поздний период в истории развития щипковых инструментов. Инструменты этого первоначального периода можно классифицировать по главному конструктивному признаку - это лютни с длинной или короткой шейкой. Вероятнее всего, они возникли в районе Месопотамии, а затем постепенно распространились к западу и востоку. Это основное различие сохраняет свою силу на протяжении всей истории формирования семейства лютневых инструментов у разных народов.
Историческим предшественником европейской лютни был арабский уд (‘ud «прут»), а изначально barbat («плектр»). На лютни «барбат» в качестве звучащей деки натягивался пергамент. (Лютни «барбат» из Персии позже стали чисто арабским инструментом). На лютне «уд» дека была деревянной, отсюда и название: «‘ud » прут, дерево.
Инструмент проникал на континент во времена мавританского завоевания Испании (711 - 1492 г.г.) и крестовых походов, начиная с 10 века. По средневековым изображениям, уд того времени по форме был схож с удом, распространенным на Востоке и ныне, но, в отличие от европейских инструментов, на нем не было ладов. Перенесение уда в Европу потребовало ряда некоторых (а позже и более значительных) трансформаций, которые сделали чисто арабский инструмент «уд» важнейшей частью европейской музыкальной культуры - лютней.
В древнегреческой художественной литературе, а также в многочисленных трактатах и предисловиях к сборникам лютневой музыки эпох Ренессанса и Барокко лютня обозначается словом «тестудо» («testudo» - «черепаха»). Так называли лиру, вспоминая о Гермесе, который изготовил первую лиру из черепашьего панциря, а затем поместил ее на небо как созвездие - знак для поэтов и музыкантов. Слово «тестудо» проникло и в новые языки. Неизвестный переводчик стихов Горация, обращенных к лире, заменяет лиру на лютню, (прим. авт. - Позднее эта ода положена на музыку Джоном Блоу и звучит как гимн лютне). Роль поэтического и музыкального символа, который в античной литературе играла лира, в новой европейской литературе заменила лютня. В разных странах слово «лютня» звучало в различных интонациях (арабск. - ‘ud, исп. - Laud, фр. - Luth, нем. - Laute, ит. - Lauto-Liuto-Leuto, англ. - Lute, русское название происходит от польского - Lutnia). На протяжении всей истории бытования лютни в Европе ее конструкция постоянно менялась в соответствии с потребностями, которые диктовали музыкальные вкусы того или иного времени. Из сохранившихся инструментов самые ранние образцы относятся к началу 16 в. То, что происходило с лютней раньше, можно реконструировать лишь по изображениям живописи и описаниям, дошедшим до нас.
Точно известно, что на ранних лютнях, как и на уде, использовались кишковые струны, натягивавшиеся парами. Размеры корпуса (и соответственно мензуры) были разными, чтобы охватить весь диапазон музыки того времени. Парных струн (или как их еще называли «хоров») было четыре. В 15 в. добавился пятый хор. Высота строя была различной. Наиболее распространенным интервальным строем считался квартовый с большой терцией между 3-ей и 4ой струной, но также известны и другие варианты настройки.
Первоначально музыка на лютне исполнялась плектром (как и на уде). Инструмент воспринимался как чисто мелодический, но в течение 15 в. произошел переход к пальцевой технике. В это время основой репертуара становятся переложения многоголосной духовной музыки, появление которых вызвано ростом интереса к полифонии. Запись музыки переносится на табулатуру (лат. Tabulatura от Тabula доска, картина, чертеж) систему цифровой (или буквенной) знаковой нотации. Известно три основных типа табулатур немецкая, французская и итальянская.
Подробно о музыке:
Создание марша "Прощание славянки"
В октябре 1912 года тихий Тамбов всколыхнула весть: началась первая Балканская война. Пять веков султанская Турция угнетала южнославянские государства, жестоко подавляя любую попытку сопротивления. Не раз на помощь балканцам приходили русские. Потому-то русский народ близко к сердцу принимал побед ...
Apocalyptica
Apocalyptica
Пожалуй самая нестандартная группа на рок-сайте, финская "Apocalyptica" представляет собой квартет виолончелистов. Четверо музыкантов – Антеро Маннинен, Макс Лилья, Ейкка Топпинен и Пааво Лотьенен – вместе учились в музыкальной академии имени Яна Сибелиуса в Хельсинки. Ребят ...
Boomtown rats
Boomtown rats
Боб Гелдоф (Роберт Фредерик Зенон Гелдоф, р. 5 октября 1954) до 1975 года занимался журналистикой, пока в один из вечеров ему и его друзьям не пришло в голову организовать свою группу. Дело это происходило в одном из пригородов Дублина. Новая команда, куда кроме Гелдофа (вокал) вошли ...