Сочинения Боттезини отличаются от подобных сочинений его современ-ников стройностью и логичностью. Его сочинения – пример правильного со-отношения между показом и развитием темы. Виртуозный блеск в частности его концертов в сочетании с чисто итальянской напевностью делают их значительнейшими, национально-самобытными концертными образцами в контрабасовой литературе.
Концерт ля мажор носит характерное название “Бравурный концерт”. Это достаточно развитый трехчастный цикл. Первая часть состоит из ряда разно-образных по характеру музыки и темпу, подчас речитативных эпизодов. А вторая часть, так же как и ряд других произведений Боттезини, пронизана сплошной инструментальной колоратурой.
В «Венецианском карнавале» написанном Боттезини для контрабаса, автор отдаёт дань великому скрипачу Н. Паганини, одноимённое произведение которого было в то время символом романтизма в инструментальной музыке. Тем самым Боттезини как бы подчеркивает свою приверженность к романти-
ческому направлению в исполнительности.
Интересно отметить совпадение основных тональностей вариаций у Паганини и Боттезини — си-бемоль мажор. Но у Паганини эта тональность достигается за счет поднятия строя скрипки на полтона вверх, а Боттезини достигает той же тональности за счет поднятия строя контрабаса не на тон выше, как это он делал обычно, а на малую терцию.
Партия солирующего инструмента написана в интродукции в довольно высоком регистре и основана на одной теме.
В конце интродукции из бравурных пассажей солиста образуется каден-ция.Тема, как и ее сопровождение, в основном совпадает с темой “Венецианс-кого карнавала” Н. Паганини.
В вариациях привлекают внимание разнообразные фактуры и обилие флажолетов.“Венецианский карнавал” Боттезини известен не только тем, что в нем автор блестяще использует возможности инструмента, но и оригинальным развитием темы.
Чисто инструментальная трудность этого сочинения требует очень высо-кого уровня исполнительного мастерства, поэтому после смерти Боттезини оно исполняется не часто.
А другое яркое произведение —Тарантелла уже при жизни автора завоёвывает прочное место в концертном репертуаре контрабасистов. Тарантелла неоднократно издавалась во всем мире, а в1975 году она стала обязательным произведением в программе I-го международного конкурса контрабасистов в Марлойкирхеле. В 19 в. популярность Тарантеллы была настолько велика, что в 1859 году появилось её переложение для скрипки.
Другой популярной пьесой является Элегия ре мажор, близкая по духу ноктюрнам Шопена, её поэтичность ставит это сочинение в число лучших произведений мировой контрабасовой литературы.
Следует отметить и другие произведения Боттезини: Вариации на тему Паизелло «Прекрасная мельничиха», пьесы: Мелодия, Старый Робин Грей, а такжеБольшой концертный дуэт для скрипки и контрабаса, Фантазия на темы оперы Беллини «Сомнамбула»,Фантазия на темы оперы «Лючия де Ламермур».
Д. Боттезини – автор 10 концертов для контрабаса с оркестром, из которых известны концерты ля мажор, фа-диез минор, си-минор. Кроме произведений для солирующего контрабаса известны дуэты для двух контрабасов. К раннему периоду относятся три «Больших дуэта», посвященные профессору Луиджи Росси. Все эти дуэты масштабны и насыщены виртуозными пассажами, двой-ными нотами и флажолетами. Среди ансамблей с контрабасами одно из самых значительных произведений – «Большой концертный дуэт» для скрипки и контрабаса с оркестром ля мажор. Этот ансамбль ставит перед исполнителями ряд технических и ансамблевых задач, с помощью которых показано много-образие возможностей этих контрастирующих друг с другом инструментов. Как и в большинстве других концертных сочинений, диапазон контрабаса расширен до предела. В «Большом … дуэте …» встречаются арпеджио 32-ми, триоли, двойные ноты.
Одним из самых интересных произведений являются Вариации на тему Паизиелло «Прекрасная мельничиха». Цикл в ариаций открывается восьми-тактным вступлением оркестра Andante mosso, после чего у контрабаса прово-дится тема Паизелло – чудесная пасторальная мелодия на шесть восьмых.
Вариации построены на сложных авторских штрихах, на виртуозных пассажах триолями, в коде на фоне сложной фигурации контрабаса 32-ми в оркестре проводится основная тема вариаций.
И вновь в последний раз у контрабаса умиротворенно звучит тема Паизиелло. По выразительности музыкального материала по широкому исполь-зованию всех виртуозных и певучих возможностей контрабаса, эти Вариации являются одним из лучших сочинений великого виртуоза. Их исполнение и в наши дни представляет для контрабасиста весьма большие трудности.
Подробно о музыке:
Бетховен и жизнеощущение классицизма
Тайна прекрасной формы (На примере медленной части Четвертой фортепианной сонаты)
Для наших бесед я избрал жанр целостного анализа конкретных произведений. Почему не лекций? — Так мы быстрее придем к идеалу знания, как живого умного видения. Высокие идеи должны просиять в родном для них материале ...
Лютня
Лютня (Laud, Laute, Lute… etc.) - струнный щипковый инструмент, широко распространённый в Европе в XV - XVII вв. Иконография инструмента этого периода подтверждает то, что лютня самый распространённый и излюбленный инструмент во многих западноевропейских странах. На ней играют при королевских, кня ...
Гитара в XIX - XX вв.
Век девятнадцатый пока несколько обделён вниманием историков, с точки зрения его оценки. И если двадцатое столетие охарактеризовало себя как век прорыва в области технологий и осуществления выхода человека в космос, то предыдущее столетие знаменует эпоху более значительных перемен в истории челове ...