Декламация как фактор саморазвития музыкальных способностей

Статьи о музыке » Музыкальные способности и методы их развития » Декламация как фактор саморазвития музыкальных способностей

Страница 2

Таблица № 1 Показатели темпа запоминания

Музыкальный материал: И.С. Бах Прелюдия и фуга Fis – dur из ХТК

Время

Освоение наизусть обычным способом

Освоение наизусть способом декламации

7 мин.

2

4

15 мин.

4

8

20 мин.

6

12

30 мин.

8

16

п/п

Музыкальный материал

Освоение наизусть обычным способом

Время

На

Запоми

нание

Освоение наизусть с помощью декламации

Время на запоминание

1

И.С. Бах Прелюдия XIII (I том ХТК). Такты № 1-8

(«Тучки небесные»)

При многократном проигрывании из игры выпадали такты целиком

30 мин.

Этот вид работы бвл результативней, т.к. на каждый такт приходился поэтический текст

15 мин.

2

К. Черни этюд от 299 № 14 такты 1 –16

(«Вот стая журавлинная»)

При многократном проигрывании установка была сделана на выигрывание всех нот в такте верно наизусть Не помогала даже игра в медленном темпе. Наизусть текст «не шел».

50 мин.

Этот вид работы позволил переключить внимание на произношение поэтического текста вместе с музыкальным.

20 мин.

Работа вызывает особый интерес, а скучное многократное проигрывание приобретает определенный смысл. Такие методы разнообразят и дополняют работу. В медленном темпе идет осмысленное интонирование, проявляется логическая связь и завершенность в подаче разделов. Еще один особенно значимый момент – переключение на работу с декламацией дает ученику возможность преодолеть скованность во время игры, появляется свобода, непринужденность в исполнении, в целом – особый психологический комфорт.

Таким образом, мне удалось ощутить на себе полезность данного метода работы. В вопросах метроритмической неустойчивости и темповой неоднородности данный метод дает мгновенный положительный результат!

Кроме вышеизложенных вариантов применения, педагог предлагает использовать стихосложение в работе над выразительностью исполнения. Аналогии, параллели с литературными текстами дают особенно ясную картину выразительности, и формирование фразировки в динамическом смысле становится особенно понятно.

Пример логических ударений во фразе:

Я помню чудное мгновение.

Я помню чудное мгновение.

Я помню чудное мгновение.

Я помню чудное мгновение.

Так и в музыке в зависимости от расположения кульминаций меняется смысл. Музыкальное развитие, его законы и логика строится по аналогии с литературным, что упрощает работу с фразеровкой.

Литературные и музыкальные параллели можно использовать и при заучивании текстов наизусть. Объяснить ученику, что для запоминания стихотворения наизусть используются многократные повторения по строчкам, предложениям.

В музыкальном произведении процесс запоминания текста ведется также по фразам и предложениям.

Обобщая вышеизложенное, еще раз подчеркиваю полезность метода, который дает мгновенный результат в решении музыкальных, художественных, технических задач в работе над фортепианном произведением.

Следует заметить, что литераторы используют музыку для того, чтобы еще более выразительно передать поэтический образ. Здесь просматривается особое взаимодействие литературы и музыкального искусства.

Возвращаясь к методам воздействия на ученика с помощью ритма в музыке и танце следует подчеркнуть, что Жак Далькроз начинал свою работу с параллельного включения моторики, движения, а затем, обобщая подчеркивал художественное значение метода, предостерегал от использования в чисто двигательном, техническом плане. От моторики – к художественному выражению.

Страницы: 1 2 3 4


Подробно о музыке:

Чувашский фольклор как педагогический феномен
Воспитание и обучение существует в народе столько же веков, сколько существует сам народ, - с ним родилось, с ним выросло, отразило в себе всю историю, все его лучшие качества [7;11]. Каждый народ стремится донести в будущее, как метко сказал Гумер Баширов, свою самую яркую звезду, самое дорогое ...

Особенности постановки левой руки
При постановке левой руки, в первую очередь следует подогнать ремень, предназначенный для разведения меха. Он не должен быть слишком свободен, т.к. в этом случае учащийся при игре на разжим может не доставать вспомогательный и основной ряды. Если же ремень будет сильно прижимать руку к корпусу, т ...

«Музыкально-информационное поле» как понятие и культурологический феномен
В контексте исследований, выдвигающих новые продуктивные научные гипотезы, можно кратко суммировать широко воспринимаемый учеными в целом ряде научных дисциплин вывод о том, что информация является единой общевселенской сущностью. Пространство имеет, по Юзвишину, информационно-сотовую волновую стр ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.levelmusic.ru