Декламация как фактор саморазвития музыкальных способностей

Статьи о музыке » Музыкальные способности и методы их развития » Декламация как фактор саморазвития музыкальных способностей

Страница 3

В работе с использованием метода игры с параллельной декламацией Ирина Дмитриевна переводит работу от чисто технической задачи к высокохудожественному восприятию в целом.

Проанализировав результативность метода, проработав его на себе, я почувствовала потребность в исследовании в этом направлении. Это стало возможным с момента начала практики по специализации.

Сначала нам удалось определить задачу узкоспециальной направленности – для выработки чувства ритма у учащихся. К этому привела опять-таки необходимость.

Ученица, с которой я работаю на практике, на мой взгляд, недостаточно понимает и чувствует ритмическую природу. К примеру работа со счетом вслух не дает должного результата, ошибки в просчете длительностей все же имеются, появляются то в одном, то в другом месте. Мы очень долго отрабатывали ритм в пьесе Т. Самотринской «Пастух играет», использовали традиционные способы отработки ритма – прохлапывание, простукивание со счетом и другие, которые описаны в традиционной методической литературе. Так, на начальном этапе обучения рекомендуется выработать у учащегося ясное ощущение счетной единицы (пульсации), с помощью подсчитывания вслух и про себя, отбивать, тактировать, считать более мелкими длительностями, сравнивать темп с начальным, (если есть отклонения). Однако эта работа не привела к предполагаемому результату.

И здесь мы включили метод декламации. Сначала ритмическое проговаривание, в котором четвертные ноты произносятся ровно, а половинные – с удвоением гласных

Затем с произвольным текстом

Внимание ученика направлено на слово «белый» - в быстром проговаривании.

Далее

Слова – восьмые – на слово «белый», что помогает ученику запомнить по смыслу. Техническая отработка ритма осуществляется в данном случае без образной параллели. Замечаем, что переключение внимания на сопроводительный текст дало мгновенный результат в работе над ритмом. Применение стихотворных текстов в других учебных ситуациях довольно разнообразно. К примеру, в изучении аппликатуры в гамме. Педагог предлагает ученику сопроводительный текст – подсказку:

Параллельное движение

Я освою, без сомнения,

В левой пальцы – третий, первый,

В правой – третий, как и в левой.

Кроме того, в этих словах есть психологическая установка: «Я освою без сомненья».

Направленность движений рук передается словами:

Все куда-то разбежались

Заскучали и примчались

Левая рука правая рука

В расходящемся движении

Все в зеркальном отражении

(то есть аппликатура – зеркальна)

5 4 3 2 1 3 2 1 1 2 3 1 2 3 4 5

Образно передается темп гамме с помощью стихов:

Очень медленно и тихо

Здесь прошла одна слониха. (темп медленный)

А за ней бежит слоненок,

Заплетается спросонок. (темп быстрее)

Пальцы ставлю по порядку,

С ними делаю зарядку. (еще немного быстрее)

Если можно, чуть быстрее,

Так, конечно, веселее. Каждое следующее повторение гаммы

Наши пальцы не скучали идет в более быстром темпе

Все как следует сыграли!

Так с помощью декламации в игре гамм решаются вопросы: - ровности, четкости, определенности в звуке;

отработки разных темпов с помощью словесных пояснений (слониха, слоненок или прямое указание сыграть побыстрее),

аппликатуры, с использованием словесных подсказок,

осмысление направление движений рук (все куда-то разбежались),

В освоении приема игры legato на практике мы использовании упражнения системы постепенного освоения техники legato разными пальцами, есть слова, дающие образ:

методическое назначение

№ 1 № 1

Ветерок игриво (отрабатывается плавность

Листьями звенит, в игре legato)

Плавно и красиво

Музыка звучит

№ 2 № 2

Мяу, мяу – серый кот (отрабатывается пиано)

Спел так тихо и без нот.

Мяу, мяу, - эту песню

С ним котенок пропоет

№ 3 № 3

Нежно песенку пою, (исполнение dolce – нежно)

Очень музыку люблю

№ 4 № 4

Баю, баю, баю, - бай (в характере колыбельной)

Спи мышонок, засыпай

№ 5 № 5

Цапля важная прошла (отработка legato в скачках

И лягушку не нашла на октаву, терцию)

А с лягушкой – лягушонок,

Он расплакался спросонок

№ 6 № 6

Упражнение играю, (стихи помогают понять

Свои пальцы обучаю, назначение упражнений

Надо их тренировать и необходимость

На legato все играть тренировки пальцев)

№ 7 № 7

Мяу, мяу, мама - кошка! (отработка legato на 5

Что случилось, милый крошка? пальцах, осмысление

Я залез под эту шляпу, регистровки в работе

Зацепил за нитку лапу! рук)

Позову скорее папу,

Страницы: 1 2 3 4


Подробно о музыке:

Black Metal (Черный металл)
Зародился в Скандинавских странах: Швеция, Норвегия, Финляндия. Сочетает в себе тяжелую гитарную музыку с каркающим вокалом. В текстах обычно присутствуют описания тёмных ритуалов, восхваления дьявола. Некоторые команды поют о викингах и прочем эпосе(Margoth, Satarial (Россия), Хвангур) Существуе ...

Петр Ильич Чайковский и его роль в русской музыкальной культуре XIX века
Петр Ильич Чайковский (1840-93) родился 25 апреля 1840 г., в Камско-Воткинском заводе Вятской губернии, начальником которого был отец его, российский композитор. В 1845 г. Чайковский начал учиться игре на фортепьяно, а через три года читал ноты не хуже своей учительницы. Год спустя Чайковский игра ...

Дип Хаус (Deep House)
"Глубокий хаус" - стиль, появившийся на стыке "старого" чикагского хауса и госпела. Переполнен мелодиями, построенными на старых (и всеми любимых) аккордных прогрессиях, сыгранных призрачным звуком электрооргана. Дип Хаус - это прежде всего хаус, а уж потом - глубокое звучание ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.levelmusic.ru