- особенности русского народного многоголосия.
Курс анализа музыкальных произведений дает учителю следующие навыки и умения:
- ориентироваться в исторических особенностях формы, стиля,
жанра при целостном анализе музыкальных произведений;
- комплексно воспринимать форму, фактуру, гармонию произведения;
- логически осмысливать каждую музыкальную форму в процессе
изучения и исполнения музыкальных произведений.
в) Требования к дирижерско-хоровой подготовки учителя.
Деятельность учителя музыки невозможна без достаточной вокальной и дирижерско-хоровой подготовки, которая предполагает умение читать хоровые партитуры, дирижировать, владеть методикой постановки голоса, а также знание особенности работы с хором.
Навыки дирижировать позволяют учителю моделировать музыкальный образ и воплощать его в том или ином конкретном звучании. Учитель освоивший дирижирование умеет координировать свои движения: дирижировать одной рукой и одновременно другой играть на инструменте; показывать вступление и снятие на любую долю такта, динамическое развитие, взятие дыхания и т.п.
Значение специфики вокальной работы помогает учителю осмыслить пути совершенствования слуховых навыков школьников на основе слушания голосов в тембровом и динамическом соотношении, а также выработки чистоты интонирования.
В целом вокально-хоровая работа требует от учителя умение следить за чистотой интонации, строем, ансамблем, дикцией, тембром, дыханием; управлять темпом динамикой, агогикой, штрихами, фразировкой в процессе хорового звучания произведения; приучать школьников петь по руке дирижера.
Учитель должен знать:
- закономерности и особенности хормейстерской деятельности в
школе;
- вокально-хоровой репертуар для различных составов хора и ансамбля.
У учителя должны быть сформированы следующие знания и умения:
- внутреннего интонирования партитуры;
- исполнительского и вокально-хорового анализа произведений;
- использования основных художественно-технических средств;
- гибкого варьирования приемов управления хоровым звучанием.
г) Инструментальная подготовка учителя.
Подготовка учителя музыки непременно включает овладение навыками исполнительской и концертмейстерской деятельности. Постепенно выступая на уроке в роли исполнителя, иллюстратора, аккомпаниатора, учитель музыки использует свое умение играть на инструменте.
Говоря об инструментальной подготовке, имеется ввиду подготовка по фортепиано, так как этим инструментом пользуется большая часть учителей. Кроме того, и те учителя, для кого инструментом является баян, аккордеон или домбра, должны неплохо играть на фортепиано.
Предпочтение отдается фортепиано, потому что в соответствии с программой урока музыки в школе учителю приходится играть много произведений, написанных специально для фортепиано, а также учитывая вокально-хоровую работу, где учитель одной рукой дирижирует, а другой аккомпонирует-удобнее всего это сделать на фортепиано.
В исполнительский репертуар учителя должны быть включены произведения для разных возрастных групп школьников: младших, средних и старших классов.
При исполнении учителю необходимо быть особенно требовательным к себе и постоянно помнить, что музыка должна будить творческую фантазию детей, способствовать формированию ассоциативно-образного мышления.
Одной из важных сторон специальной подготовки учителя музыки являются владение навыками концертмейстерской работы.
Учитель должен уметь:
- аккомпанировать хоровому и сольному пению;
- показывать вступление солисту и хору;
- петь, аккомпанируя себе при этом;
Подробно о музыке:
Знакомство со штрихами
Штрихи на начальном этапе обучения сводятся к legato (связно) и non legato (не связно). Какой же штрих нужно осваивать сначала. Существуют различные точки зрения. Как показывает практика, учащемуся легче дается исполнение non legato, т.к. при этом штрихе в технологический прием входят толчок и рас ...
Медленный вальс
Вальс был привезен в Соединенные Штаты в середине 1800 годов. Темп Венского Вальса был достаточно быстрым, и вскоре композиторы стали писать музыку, которая была намного медленнее. От этой музыки развился новый стиль Вальса, называемого Бостоном, с более медленными поворотами, и более длинным, ско ...
Музыка - 17 век
Эволюция музыки достигает в первой половине 18 века блестящей эпохи. Формы, которые зарождались в начале 17 века достигают высшей ступени совершенства. Четыре великих мастера, работающие в четырех различных странах, определяют своим творчеством все музыкальное искусство данного периода: Александро ...