Эта глава посвящена рассмотрению места сочинений композиторов - импрессионистов в трех программах по музыке, по которым в настоящее время проводятся занятия в школах. Это программы следующих авторов: Н.А.Терентьевой, Ю.Б.Алиева и Д.Б.Кабалевского. У каждого из них свои подход к использованию импрессионистических сочинений на уроках музыки:
- с какои музыкой импрессионистов следует знакомить детей (музыкальный материал),
- как это делать (метды),
- когда (тематика и возраст детей).
Мы постарались максимально подробно разобраться в этих вопросах и в опоре на них выстроить обзор программ.
Программа "Музыка" Н.А.Терентьевой.
Н.А.Терентьева в программе "Музыка" (музыкально-эстетическое воспитание I - IV классы. М.: Просвещение, 1994 г.) акцентирует актуальность идеи комплексного подхода к музыкально-эстетическому воспитанию детей. Формирование и воспитание эстетического чувства у младших школьников осуществляется при знакомстве и овладении основами трех видов искусств - музыки, живописи, литературы (с фрагментарным подключением театра, кино, архитектуры). При этом стержневым видом искусства в данной программе является музыка. В отборемузыкального материала автор не обходит вниманием и творчество композиторов-импрессионистов. Обращение к нему не слечайно, т.к. музыка импрессионистов предполагает рассмотрение во взаимосвязи с другими видами искусств.
Так, занятие по теме "Поет зима, аукает" (2 класс) в качестве музыки для слушания предлагается пьеса "Снег танцует" из цикла "Детский уголок" К.Дебюсси. Для большей глубины восприятия музыки детям предлагается прослушать стихотворение Е.Трутневой "Зима". Цель урока - осмысление понятия "образ". Поэтому после звучания музыки и стихов учитель задает следующий круг вопросов:
1. Какои образ возник перед вами при прослушивании музыкального и
поэтического произведений?
2. Что является отличительной чертой художественного образа?
3. Что общего между образами, воплощенными в пьесе К.Дебюси и сти-
хотворении Е.Трутневой?
4. Вчем различие между ними?
После дети получают задание красками нарисовать свои впечатления, сымпровизировать движение под музыку К.Дебюсси.
В урок по теме "Музыка леса" (2 класс) включен фрагмент из балета "Дафнис и Хлоя" М.Равеля, ("Восход солнца"). Учитель предлагает детям совершить мысленную прогулку по лесу, полюбоваться его красочными картинами, услышать лесные голоса. Основная цель вызвать в сознании у ребенка мысль о том, что человек, способный проникнуться чудесным миром природы, несомненно будет заботиться и оберегать ее, восхищаться ею. Учитель просит ответить на вопрос: какое настроение, чувство пробуждает в вас прозвучавшая музыка? К постижению образа этого сочинения следует подвести учащихся через анализ средств музыкальной выразительности, в частности, отметить своеобразные изгибы мелодической линии, обратить внимание на музыкальные инструменты, использованные Равелем. После анализа музыкально-выразительных средств эпизода "Восход солнца" педагог просит рассказать о том, что происходит с природой в утренние часы.Для усиления выразительности красочной звуковой картины просыпающейся природы в произведении М.Равеля, Н.А.Терентьева использует стихотворение С.Есенина "Синий май.Заревая теплынь." Далее следует сравнение изображения звуками картины утреннего леса в музыке "Восход солнца" М.Равеля и к увертюре к опере "Вильгельм Телль" Дж.Россини. Выявляются общие моменты - спокойное, слегка покачивающееся движение музыки, ассоциирующееся с дуновением ветра, усиление динамики, обогащение звучности за счет включения новых инструментов, напоминающее пробуждение птиц и зверей. Интересно следующее после этого задание красками на листе бумаги изобразить оттенки настроения, передать эмоциональные впечатления от прослушанной музыки, показать смену характера состояния.
Подробно о музыке:
Происхождение предмета анализа
Родился он из дореволюционного курса музыкальных форм, предназначенного более всего для композиторов, и был лабораторией творчества. Изучение технической стороны негласно руководствовалось возвышенным воззрением на цели искусства. Римский-Корсаков, советуя отцу одного из учеников не питать иллюзий ...
Йозеф Иоахим
Йозеф Иоахим /1831-1907/
Именно «по Иоахиму», как величайшему «идеальному» образцу, многие историки музыки определяли основные приметы интерпретаторского направления в скрипичном искусстве второй половины XIX столетия.
Йозеф (Иосиф) Иоахим родился 28 июня 1831 года в местечке Копчень близ Братис ...
80-е годы
1886 год. “Отелло”. Музыкальная драма. Либретто Бойто. Слияние музыки и драмы. Большие драматические сцены, напряженное развитие, в которое включаются сложившиеся оперные формы. Огромная роль оркестра. Гармонический язык усложняется – альтерации, прерванные обороты. Вводит лейтмотивы. В вокальных ...