Автор Программы не останавливается на методах подачи материала, целиком полагаясь на творческии подход учителем музыки.
Следует отметить, что тема "О стилях в музыке" впервые вводится в школьную программу. И еще один положительный момент - привлечение промизведении К.Дебюсси на уроках музыки в начальной школе, что будет способствовать постепенному овладеванию основами столь сложного направления как импрессионизм.
Кабалевскии Д.Б. Программа по музыке для обще образовательной школы. М.: Просвещение, 1983г.
В _Программе по музыке . для общеобразовательных школ _Д.Б.Кабалевс _кии . на произведениях импрессионистов специально не останавливается. Он включает их в качестве музыкальных примеров в темы общего характера.
Так, в IV-ой четверти 4 класса (тема "Можем ли мы услышать живопись?") в качестве музыки для слушания предлагается "Хабанера" из "Испанской рапсодии" М.Равеля. Д.Б. Кабалевскии делает акцент на слуховом анализе тембрового оформления основной. Это вполне закономерно, поскольку импрессионистам своиственно подчеркнутое внимание к тембровым краскам. Многие произведения К.Дебюсси и М.Равеля воспринимаются как живописные звуковые картины. В "Хабанере" автор Программы советует педагогу обратить внимание ребят на необычно мягкое, нежное звучание трубы. Все дети знают трубу как воинственный, боевой, призывный инструмент и открытие ими новых звуковых качеств хорошо известного музыкального инструмента способствует возрастанию интереса, как к тембру самого инструмента, так и к музыке, которую он исполняет. В данном случае не секрет, что богатство возможностей разных инструментов оркестра нередко "выпадает" из поля зрения детей, и знакомство с музыкой импрессионистов - чрезвычайно благодатный материал для восполнения подобных потерь.
Как произведение для слушанья используется один из симфонических ноктюрнов К.Дебюсси - "Праздненства" (4 класс, IV четверть). По мысли Д.Б.Кабалевского, музыка "Праздненств" должна "вызывать яркие зрительные образы - картины народного гуляния" (прогр. К. с.37). Но в данном случае авторская программа К.Дебюсси, от которой явно отталкивался в постановке своей педагогической задачи Д.Б.Кабалевскии, не только не проясняя ситуацию содержания в музыке , а на оборот - усложняет ее. По словам композитора, "Праздненства" запечатлели воспоминания о народных ночных гуляниях в Булонском лесу в виде "ослепительных и химерических видении" (цит. по 9, с.76). Нам думается судить о таких образах школьникам чрезвычайно трудно. Это касается и возникновения у них зрительных ассоциации ночного народного праздника во Франции, для чего нужно быть осведомленными о культуре этой страны. На наш взгляд неподготовленным слушателям, какими являются ученики . класса, достаточно сложно адекватно воспринять ярко-импрессионистическое произведение. Для этого требуется богатый опыт общения с импрессионистами.
Без подготовительного этапа совершенно невозможно постижение такого сложного произведения как "Болеро" М.Равеля. Оно фигурирует в качестве музыки для слушания на уроках I-ой четверти в 6 классе (тема "Музыкальный образ"). Д.Б.Кабалевскии видит задачу педагога в том, чтобы помочь детям воспринять это произведение как единый, развивающийся образ танца. По нашему мнению, такая задача может быть успешно
Подробно о музыке:
Требования к учителю музыки
а) Общепедагогические и специальные способности необходимые учителю музыки.
Способности как индивидуально-психические особенности личности рассматриваются наукой в тесной связи с деятельностью. Развиваясь в процессе деятельности, способности оказывают взаимное влияние на саму деятельность, повыш ...
Церковная музыка
Особое место в духовной жизни Русской Православной церкви занимает церковное пение, возбуждающее молитвенный дух, назидающее и укрепляющее в вере. Церковная песнь и молитва — неотделимы. Русская Церковь, следуя греческой богослужебной традиции, никогда не использовала в храме инструментальной музы ...
Мегапроцессы функционирования музыки в аспекте полевых феноменов современной
музыкальной культуры
В конце XX века стали реальностью ноо-сферные полевые процессы сознания, предсказанные Вернадским (Н.Серов, А.Бойцов). Музыкальная социология становится наукой о макропроцессах культуры. То, что раньше изучалось в русле музыкальной социологии, начиная от работ Т.Адорно, А.Моля, Ж.Бодрийяра, А.Вебе ...