У.-На прошлом занятии вы сказала,что главенствующую роль в картинах художников-импрессионистов играет сопоставление красок, отсутствует чёткая прорисовка линий.Что ещё общего между этими полотнами?
Д.-Действие всех картин происходит на природе - на улице, на бе-
регу моря,то есть на открытом воздухе.
У.-Художники- авторы увиденных вами произведений - любили работать на открытом воздухе.Выход из мастерской на пленэр навёл их на мысль, что живописец должен улавливать и передавать образы природы, возникающие только на основе впечатления.Суть нового творческого метода точно выразил Э.Мане:"Не создаётся пейзаж, марина(море), лицо, а создаётся впечатление от пейзажа, марины, лица".А что обращает на себя внимание в общей цветовой гамме этих картин?
Д.-В одних картинах цветовая гамма довольно скромна, в других очень насыщена, но в каждой есть ощущение воздуха, его прозрачности.
У.-Это ощущение создаётся благодаря новой технике живописи.Она
возникла из наблюдений импрессионистов над игрой света на воде: на её
дрожащей поверхности они заметили разложение и соединение красок.Так родилась идея класть их на полотно одну к другой, не смешивая предварительно на палитре.Художники предпочитали пользоваться только теми цветами, которые имеются в солнечном спектре.На полотне красочные пятнышки вызывают у зрителя впечатление вибрации, прозрачности, воздушности.
Д.-Ещё картины объединяет присутствие солнечного света.Самого солнца на картинах нет, но о степени его яркости можно догадаться по теням: они то бледные, едва заметные, то сочные, насыщенные.
У.-Именно поэтому картины импрессионистов называют "поэмами света". Как вы уже заметили, его проявления многообразны - от яркого сияния до мягких радужных бликов, от тонких трепещущих мерцании до легкои жемчужной дымки.
Интересно, что сперва новое искусство художников было встречено скептически и враждебно, но постепенно завоевало признание. Оно стало новым художественным направлением в живописи, получив название "импрессионизм". Слово "Импрессионизм" произошло от названия картины К.Моне "Впечатление.Восход солнца" (по французски impression - впечатление).
Музыкальный импрессионизм возник несколько позже, на "почве", подготовленной живописью. Что же общего между живописным импрессионизмом и музыкальным?
Д.-У композиторов основным выразительным средством становится гармония, а не мелодия, подобно тому, как у художников краска преобладает над линией.
Музыкальное произведение, как и картина, создается под воздействием какого-либо впечатления. При этом автор не навязывает свои переживания, а дает большой простор воображению зрителя и слушателя. В музыке К.Дебюсси интересно помещение названии произведении не в начале, а вконце.
Тембры симфонического оркестра трактуются как краски, композиторы не смешивают разные группы инструментов, а показывают возможности каждой из них в отдельности.
Далее ученикам предлагается прослушать фрагменты двух частей "Испанской рапсодии" М.Равеля :"Прелюдии ночи", и "Народного праздника". Во время слушания учитель просит письменно попытаться ответить на вопрос: "Почему К.Дебюсси и М.Равеля называют композиторами импрессионистами?"
Ответы детей:
- С первои ноты произведении Дебюсси и Равеля перед глазами предстает какая-то картина. Слушая "Прелюдию ночи" я ясно представила темную ночь, звездное глубокое небо. Слышны шорохи и звуки долетающей откуда-то музыки. Композитор тембрами музыкальных инструментов нарисовал картину Испанскои ночи.
Подробно о музыке:
Детские хоровые коллективы города Минска
В настоящее время в Республике Беларусь существует четкая структура занятий детей хоровым творчеством. Одной из широко известных форм является участие детей в хоровых кружках при общеобразовательных школах. За последнее время наметился значительный рост количества таких коллективов. Заметно возро ...
«Музыкально-информационное поле» как понятие и культурологический феномен
В контексте исследований, выдвигающих новые продуктивные научные гипотезы, можно кратко суммировать широко воспринимаемый учеными в целом ряде научных дисциплин вывод о том, что информация является единой общевселенской сущностью. Пространство имеет, по Юзвишину, информационно-сотовую волновую стр ...
Древнерусские нотированные рукописи: вопросы изучения и публикации
Архивы России и других стран хранят великое множество русских музыкальных рукописей как 18-20 веков, так и времени более раннего, принятого называть "древним". Он охватывает огромный временной период в семь столетий, с 11 по 17 века, и отражает всю историю становления и развития професси ...