Анализ детских фортепианных циклов К.Дебюсси и М.Равеля

Страница 4

ПРИМЕРЫ N 13, 14.

Один из вариантов второго наигрыша обнаруживает сходство с глав-

ной темой фортепианнои пьесы "Остров радости".

ПРИМЕРЫ N 15, 16.

Однако при интонационном родстве тематизма "Маленького пастуха" с приведенными сочинениями образная сфера пьесы достаточно сильно отли­чается от светлых пейзажей оркестровей прелюдии и "Острова радости". Музыка носит здесь серьезный характер, навевает мысли о затерянности маленького человека в огромном мире. Такой оттенок образного содержа­ния явно выделяет "Маленького пастуха" среди остальных пьес сюиты как лирическое отступление перед последней частью цикла.

ЕЙ является "Goll:wogg,s cake walk". Заключительный номер имеет весьма оригинальный заголовок - "Кэк-уок Голливога". Голливог - кукла - негритенок с черными, торчащими во все стороны волосами, а также од­но из прозвищ "комедииного" негра в менестрельных представлениях. Кэк-уок (что дословно означает "шествие за пирожным") - бытовой амери­канскии танец, обращение к которому отражает огромный интерес Дебюсси к зарождавшемуся искусству джаза. Ксикопированным ритмам Дебюсси обра­щается позднее: в пьесе "Маленькии негритенок", в прелюдии "Генерал Лавин-эксцентрик", в марше английского солдата из первои картины бале­та "Ящик с игрушками". В "Кукольной кэк-уоке" композитор использовал наиболее яркие признаки этого жанра - четкую, механистически точную ритмику с синкопами, острые секундовые звучания в аккордах, резко контрастную динамику. Ироническии контекст последней пьесы сюиты выра­зился в том, что Дебюсси ввел в ее среднюю часть знаменитый "мотив томления" из "Тристана и Изольды" Р.Вагнера. Ставшии в свое время сво­еобразным лозунгом вагнеристов, у Дебюсси он звучит как остроумная шутка. Мотив из "Тристана", сопровождаемый ремаркой "с большим чувс­твом", появляется в окружении аккордов, имитирующих смех:

ПРИМЕР N 17.

Эта пьеса чрезвычайно привлекает своим современным звучанием.

В год создания Дебюсси "Детского уголка" М.Равель написал прелест­ную серию музыкальных "иллюстрации" к сказкам под названиям "Моя ма­тушка - гусыня". Равель страстно любил детей. Никогда не зная отцовс­тва, он всю силу своей нерастраченной любви перенес на маленьких Жана и Мими Годебских - детей его давних приятелей. Для них и было сочинено это произведение, причем сперва предполагалось, что "маленькие друзья композитора" станут первыми исполнителями на публичном концерте.(Но дети были очень застенчивы, и пьесы были сыграны маленькими пианистка­ми - Женевьевой Дюрок и Жанной Лёле).

Работая над циклом "Моя матушка - гусыня", Равель писал:"мое на­мерение воспроизвести в этих пьесах поэзию детства, естественно, при­вело меня к очищению моего почерка".(цит. по 21,с.84). Равель поясняет форму каждой из пьес, используя двух- и трехчастные схемы. При доста­точно развитой мелодии на страницах "Моей матушки - гусыни" нет ни ос­лепительных пассажей, ни сложных для исполнения аккордовых массивов ­фактура здесь прозрачна и легка. Экономичность в пользовании вырази­тельными средствами говорит о желании композитора достичь простоты и безискусстности повествования. В тоже время остается сложным гармони­ческии язык, богатый динамическими ньюансами, передающие тонкие звуко­вые градации.

Обращает на себя внимание весьма необычное название цикла проис­ходит оно от имени персонажа французского фольклора, старой сказочницы - Матушки - гусыни. Часто ее образ связывают с королевой Педок, кото­рая изображалась с перепончатыми лапами. Да и само ее имя - Педок ­означает "гусиная кожа". Сказки Матушки - гусыни вошли во французскую литературу с незапамятных времен. В XVII веке Ш.Перро так назвал "Сказками Матушки - гусыни" свой знаменитый сборник сказок, основанный на народных преданиях. М.Равель, очень любившии литературу и искусство XVII - XVIII веков, в 1908г., написал фортепианные пьесы на сюжеты Ш.Перро (чей сборник определил название цикла) и других французских писателей - сказочников тех времен. Перед пьесами NN 2,3,4 Равель, ис­пользовал в качестве эпиграфа Ш.Перро, М.К.д"Онуа и Л.де Бомон для об­легчения восприяти музыки детьми. Все пьесы - "Павана спящей красави­цы", "Принцеса - дурнушка", "Красавица и Чудовище", "Мальчик - с ­пальчик" и "Сказочный сад" - картины, просты по фактуре и содержат ин­тереснейшие музыкальные находки.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9


Подробно о музыке:

Жизнь и творчество. 1705 - 1725 г.
ВИРАЛЬДИНИ Антонио Доменико — итальянский композитор. Родился 4 ноября 1705 г. в Венеции. Большое влияние на музыкальное развитие ВИРАЛЬДИНИ оказал его отец Маурицио ВИРАЛЬДИНИ, обучивший сына игре на музыкальных инструментах и давший первые уроки композиции. В возрасте 4 лет ВИРАЛЬДИНИ играл на к ...

Экспериментальные исследования механизмов достижения младшими школьниками катарсиса в музыке.
Целью констатирующего эксперимента является выявление уровня сформированности музыкального восприятия у детей младшего школьного возраста. Для реализации данной цели были подобраны следующие методики: 1. «Открой себя через музыку». Цель: определить, как впервые услышанное произведение влияет на ...

Everon
Everon Уроженцы немецкого города Крефельда Ральф Янссен (гитара), Кристиан Мус (ударные) и Шимми (бас) до 1989 года играли вместе в одной команде. Довольно долго они мучились с выбором правильного направления и обнаружением подходящего вокалиста, пока не познакомились с Оливером Филиппсом. Оливер ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.levelmusic.ru