К.Дебюсси и М.Равель - самые яркие представители импрессионизма в музыке.Творчество этих композиторов включает большой круг разножанровых произведений, предназначенных для разных исполнительских составов.Музыкальный язык импрессионистов яркий,насыщенный,но очень сложный.Мы решили,что лучше осуществить знакомство школьников с музыкой импрессионистов на примере фортепианных сочинений для детей:"Детский уголок" К.Дебюсси и "Моя матушка-гусыня" М.Равеля,поскольку в них музыкальный язык достаточно упрощен.И даже один из авторов (М.Равель) говорил, что "намерение воспризвести в этих пьесах поэзию детства привело . к упрощению моего стиля и очищению моего почерка".(цит.по 21,
с.84).Хотя мы не исключаем возможности использования других сочинений этих композиторов (как целиком,так и в виде фрагментов).Предлагаемый материал может служить пособием для учителя музыки,желающего познакомить учеников с детскими фортепианными сочинениями импрессионистов.
В 1908 году К.Дебюсси написал цикл из 6 пьес для фортепиано под названием "Детский уголок".Это произведение он посвятил своей горячо любимой дочери Эмме :"моей дорогой маленькой Шушу с нежными извинениями отца за то, что последует".Все пьесы "Доктор Gradus ad Parnassum","Колыбельная Джимбо","Серенада кукле","Снег танцует","Маленький пастух","Кукольный кэк-уок" - это небольшие зарисовки, в которых композитор мастерски создал образы и картины детства.
В "Детском уголке" К.Дебюсси обратился к форме сюиты,возрожденной композиторами-романтиками.Новая "романтическая" сюита существенно отличалась от старинной своим содержанием и композиционными чертами.В сочинении композитора-импрессиониста находим такие ее принципы,как:
а) стремление к конкретности музыкальных образов,к программности,которое проявляется у К.Дебюсси в названии не только цикла,но и каждой миниатюры;
б) свободное тональное сопоставление частей:все пьесы написаны в разных тональнастях(C dur, B dur, E dur, d moll, A dur, Es dur),с явным преобладанием мажорного лада.Сочетание мажорных тональностей с оживленными темпами не случайно - оно явно отражает жизнерадостность,любознательнось,подвижность,свойственные поведению детей.С этим связано и достаточно жанровое разнообразие пьес (среди них есть жанровые сценки-"Серенада кукле","Кукольный кэк-уок","Колыбельная Джимбо";портретные зарисовки-"Маленький пастух";волшебный пейзаж, рожденный детской фантазией-"Снег танцует").
Одной из характерных черт сочинения стала его юмористическая окраска.Музыковед Н.Копчевский пишет, что тонкий авторский "юмор заключен уже в английских заголовках сюиты и ее частей - это как бы шутливое обращение отца к ребенку, который воспитывается под руководством английской "мисс""(15,с.171).Юмористическое настроение создает пародирование этюдов М.Клементи (сборник "Gradus ad Parnassum"-"Путь к Парнасу") и известной музыки Р.Вагнера ("Тристан и Изольда").Переосмысление тем и музыкальных образов этих сочинений ярко проявилось в первой и последней пьесах цикла.
Фортепианная сюита К.Дебюсси "Детский уголок" - призведение,в котором воплощен наивный и мудрый, сказочный и реальный, забавный и грустный, а целом чудесный и добрый мир детства.И хотя сочинение было создано в начале века, главные герои сюиты - кукла, игрушечный слон, пастушок - любимы, близки и понятны современным детям.
Подробно о музыке:
Основные проблемы второго этапа работы
Составив художественный план исполнения, наметив своё эмоциональное отношение, исполнитель технически закрепляет музыкальную фактуру произведения, то есть способ изложения музыкальной мысли, который в свою очередь ставит проблему, связанную с аппликатурой
.
Аппликатуру можно считать правильной, е ...
Gun
Gun
Хард-роковую команду из английского городка Илфорда прославили братья Гурвицы своим хитом "Race with the devil", навсегда оставшимся в анналах британского рока. Отец Пола (р. 6 июля 1947, Хай-Вайкомб, Англия) и Адриана (р. 26 июня 1949, Лондон) являлся тур-менеджером у "Kinks& ...
Звукотехнологии музыкального творчества в аспекте полевых феноменов
музыкальной культуры
После освоения технологий звукозаписи последовало развитие технологий создания принципиально новых инструментов музыкального звукоизвлечения и произошло революционное изменение концепции звука, понимаемого в контексте новых электронных технологий (О.Ушицкая, И.Вышеградский, А.Киселев). До этого эв ...