причем сам проводил репетиционную работу.
Жизнь осложнялась еще и тем, что жена композитора, Екатерина Сергеев-
на, была тяжело больным человеком. Она любила своего мужа, ценила его ог-
ромное дарование, но создать ему уют и покой, окружить заботой не имела воз-
можности, так как большую часть года жила врозь с ним. При ее болезни – аст-
ме – ей вреден был сырой петербургский климат, и на зимние и осенние меся-цы переезжала к матери в Москву.
Римский-Корсаков и Стасов видели, как живет Бородин, понимали, что ему очень трудно, и всеми силами старались не дать ему забросить сочинение.
«Скажите же еще ради бога, во время праздников не продвинулся ли “Князь Игорь”.Или же он так-таки и спит целых два года? Если да, это просто непростительно для талантливого человека, как Вы,» – взывал к композитору
Стасов.
Римский-Корсаков согласился на любую работу, чтобы помочь Бородину:
“Я предлагаю ему себя в музыкальные секретари, лишь бы только подвинуть
его чудную оперу.”
Труднее всего было организовать исполнение произведений Бородина.
Сочиненное существовало или в его памяти и памяти товарищей, которым он все играл, или же в черновых записях на отдельных клочках бумаги. Но для того, чтобы исполнить произведение в концерте, нужна была партитура, кото- рую мог сделать только сам композитор. А у Бородина, перегруженного массой
научных и общественных обязанностей, никогда не оставалось на это времени.
Римский-Корсаков просто приходил в отчаяние от того, что даровитому человеку так мало удается сделать. Между тем музыка Бородина превосходна,
познакомить с ней публику необходимо. Дело кончается тем, что Римский- Корсаков приглашает к себе домой Бородина, зовет на помощь Лядова, и все
втроем садятся писать партитуру. Для ускорения дела приходится писать не чернилами, а карандашом, а чтобы карандаш не стерся, Бородин покрывает ис-писанные листы специально приготовленным им составом вроде прозрачного лака (химик!) Затем Римский-Корсаков протягивает в своем кабинете веревки, на которых для просушки развешиваются покрытые лаком листы партитуры.
Но Бородину так и не удалось завершить свою оперу. 15 февраля 1887 го-
да Бородин скончался. Смерть наступила мгновенно.
Бородин решил собрать у себя молодежь и устроить костюмированный вечер. Сам он нарядился в желто-красную шерстяную русскую рубашку и си-
ние шаровары. В разгар веселья, разговаривая с гостьей, он вдруг упал во весь
рост.
«Боже мой! Какой это был ужас! Какой крик вырвался у всех, - вспоми- нает его знакомая, присутствовавшая на вечере. – Все бросились к нему и тут
же на полу, не поднимая его, стали приводить его в чувство. Понемногу со-
шлись все врачи и профессора, жившие в Академии. Почти целый час напря-
гали все усилия, чтобы вернуть его к жизни. Были испробованы все средства,
и ничто не помогало… И вот он лежал перед нами, а мы все стояли кругом в
наших шутовских костюмах и боялись сказать друг другу, что все кончено.
Помню, что последним пришел профессор Манассеин, когда уже все было ис-
пробовано. Он наклонился над ним, послушал сердце, махнул рукой и сказал:
“Поднимите же его”.»
Подробно о музыке:
Венский вальс
Первый Венский Вальс датирован 12 - 13 столетием и применен в танце под названием "Nachtanz". Венский Вальс пришел к нам из Баварии и назывался тогда как "German". Приблизительно в начале 1830 года, композиторы Франц Ланнер (Franz Lanner) и Иоган Штраус (Johann Strauss) написал ...
Сидней Беше и Джозеф “Кинг” Оливер
Первые джазмены стали уезжать из Нового Орлеана еще в начале 10-х годов, но массовый их отъезд начался в 1917 году, после закрытия Сторивилля (район в Новом Орлеане, где были сосредоточены проституция, торговля алкоголем и наркотиками и тд). Занятость музыкантов в связи с закрытием Сторивилля (муз ...
Древнерусская певческая культура и старообрядчество
В русской музыкальной медиевистике издавна укоренилось представление о том, что древнерусская церковная музыка — чисто археологический предмет исследования, материал которого сохранился только в певческих рукописях. Действительно, знаменное пение в отличие от народной песни передавалось с большой ...