С традицией русского народного пения, революционной песен-ности связаны прекрасные хоры А. Давиденко «Улица волнуется» и «На десятой версте от столицы» (из созданной группой молодых авторов оратории «Путь Октября») или его же «Море яростно стонало». Эти произведения и сейчас волнуют силой художественной правды, зрелым мастерством, глубоким постижением народно-песенного стиля.
К лучшим созданиям советского песенного творчества 20-х годов принадлежит сделанная А. В. Александровым превосходная обработка известной песни гражданской войны «По долинам, по загорьям». Впоследствии она приобрела поистине мировую популярность.
Успешно работали в то время в жанре хоровой песни и другие композиторы — крупные мастера старшего поколения (например, А. Д. Кастальский), а также многие талантливые представители тогдашней молодежи.
Симфоническая музыка 20-х годов.
Новые значительные явления возникли в 20-х годах в монументальных жанрах советской музыки. Замечательный мастер-симфонист Н. Я. Мясковский написал произведения, соединившие остроту драматических конфликтов с той глубокой и сосредоточенно-задумчивой лирикой, которая так свойственна была его художественной натуре. Самая сильная и яркая из этих симфоний — Шестая — воплощает тему революции в трагедийном, порою жертвенном плане. Глубоко искренние и взволнованные, более того — смятенные переживания художника выражены остро напряженным и драматичным музыкальным языком. В Восьмой симфонии Мясковский вновь настойчиво стремится — на этот раз в ином, более эпическом плане — воссоздать образ народа, черты его героев, проступающие как бы из глубины времен мотивы его песен и сказаний: две русские народные мелодии проходят во II части цикла, а з III—башкирский напев. Двенадцатая симфония Мясковского, написанная в 1931—1932 годах, представляет собой интересную попытку решения большой и трудной современной темы — темы русской деревни, пробудившейся к новой жизни и вступающей на путь великих преобразований.
Революционной современности посвящены были «Симфонический монумент» М. Гнесина с хоровым финалом на стихи С. Есе-нина, «Траурная ода памяти В. И. Ленина», сочиненная А. Крей-ном. В классической традиции русского программного симфонизма написаны такие произведения тех лет, как симфоническая поэма «Мцыри» М. Ипполитова-Иванова, Третья симфония А. Гедике, симфоническая картина-балет «Запорожцы» Р. Глиэра.
Нигде, пожалуй, в инструментальной музыке 20-х годов не отразилась так динамично, острохарактерно и свежо советская жизнь того времени, ее темпы, энергия, характеры, говор, ее бурное кипение и напряженный драматизм, как в великолепной Первой симфонии Д. Шостаковича. Здесь сильная и самобытная артистическая индивидуальность художника необыкновенно ярко и властно заявила о себе. Год создания Первой симфонии— 1925-й—одна из знаменательных дат в истории советской симфонической музыки.
Первые оперы.
Балет
. В середине 20-х годов появились первые русские советские оперы. Примечательно, что написаны они большей частью на историко-революционные темы («Орлиный бунт» А. Пащенко, «Декабристы» В. Золотарева, «Степан Разин» П. Триедина и другие), а некоторые посвящены и теме гражданской войны («Прорыв» С. Потоцкого, «За красный Петроград» А. Гладковского и Е. Пруссака). Однако первые опыты в области оперного искусства еще не привели тогда к созданию полноценных произведений. Часть из них страдала отвлеченностью, схематизмом. Декларативные либретто и поверхностная изобразительность не могли возместить свойственного иным партитурам недостатка мастерства. И все же на оперу тех лет оказывали свое воздействие реформаторские поиски современного советского революционного театра (В. Мейерхольд, Е. Вахтангов, А. Таиров). Это проявилось в плакатности, двуплановости действия, включении песен революции, коллективной декламации.
Однако эти первые опыты (за редкими исключениями—«Орлиный бунт» Пащенко) не оказались жизнеспособными, не стали репертуарными.
Теперь, когда возродились к сценической жизни такие новаторские оперы, как «Любовь к трем апельсинам» С. Прокофьева и «Нос» Д. Шостаковича, стало ясным, что реальная картина советской оперы 20-х годов была богаче и разнообразнее, чем это изображалось в течение ряда лет. Это ее несомненно обогащает 16.
В 1927 году Р. Глиэр создал первый советский балет на современную международно-революционную тему — «Красный мак»17. Это была важная веха. Другим значительным произведением Глиэра стала написанная для советского азербайджанского театра опера «Шахсенем». Большая популярность этого произведения вызвана тем, что композитор органично, с тактом и— что особенно важно—художественно правдиво сочетал национальные песенно-танцевальные образы Азербайджана с оперными формами и драматическими приемами русской классики. Тем самым был намечен путь, по которому пошли затем многие советские композиторы.
Подробно о музыке:
Религиозно-социологическое учение Бориса Гребенщикова
У Бориса Гребенщикова есть мечта. Мир должен быть немного лучше, чем он есть на самом деле. Некоторые намеки на построения БГ мы находим в его поэзии. При тщательном рассмотрении оказывается, что у мастера сложилась целая система социологических взглядов, в свою очередь, основанная на религиозном ...
Происхождение предмета анализа
Родился он из дореволюционного курса музыкальных форм, предназначенного более всего для композиторов, и был лабораторией творчества. Изучение технической стороны негласно руководствовалось возвышенным воззрением на цели искусства. Римский-Корсаков, советуя отцу одного из учеников не питать иллюзий ...
Ранние формы русского многоголосия
Строчное и демественное многоголосие
В XVII в. активно развивается многоголосная хоровая культура. Можно выделить два типа хорового многоголосия: один — национальный русский — демественное пение и троестрочное (строчное), другой — западноевропейский — партесные четырехголосные гармонизации древне ...