Оперный театр. Концертная жизнь.
20-е и начало 30-х годов — это период становления советской школы музыкального исполни-тельства. Храня преемственную связь с русским дореволюционным искусством, она утверждает в те годы свой сильный и яркий реалистический стиль, жизнерадостный, мужественный, полнокровный. Его отличает большая человеческая теплота, вдумчивое воспроизведение авторского замысла, острое чувство современности; подчинение виртуозности задаче раскрытия образного идейно-эмоционального содержания музыки.
Крупнейшие очаги советской музыкальной культуры в те годы — Государственный академический Большой театр Союза ССР в Москве, Ленинградский государственный академический театр оперы и балета, Ленинградский академический Малый театр оперы и балета (Малегот), осуществивший ряд интересных новаторских постановок из классического и современного оперного репертуара; старейший русский академический хор — Ленинградская государственная академическая капелла имени М. И. Глинки (в те годы главный дирижер — М. Климов); Московская, Ленинградская консерватории, а также филармонии, ставшие подлинными организаторами концертной жизни.
В те годы в нашу музыкальную жизнь вошли новые выдающиеся коллективы. Возникли «Первый симфонический ансамбль» — «Персимфанс» (оркестр без дирижера, созданный в 1922 году) 18, Ансамбль красноармейской песни (1928) под управлением А. В. Александрова 19, струнные квартеты имени Глазунова, имени Страдивариуса, имени Бетховена, имени Комитаса.
Продолжали свою блестящую музыкальную деятельность дирижеры В. Сук и Н. Голованов, В. Дранишников и С. Самосуд, А. Гаук, пианисты А. Гольденвейзер, К. Игумнов, Г. Нейгауз, С. Фейнберг, В. Софроницкий, органист А. Гедике, вокалисты А. Нежданова, Л. Собинов, И. Ершов и другие выдающиеся мастера советского искусства. В области камерного вокального ис-полнительства выделялись 3. Лодий, В. Духовская, М. Бихтер.
В пропаганде песенного творчества народов нашей страны об-щепризнаны большие заслуги певиц Ирмы Яунзем, Ольги Ковалевой, певца Анатолия Доливо. Были у нас тогда и другие превосходные знатоки народной песни.
Примечательным явлением нашей музыкальной жизни 20-х годов становится возникновение связей с музыкальной культурой зарубежных стран. На оперной сцене и в концертных залах впервые исполняются произведения современных зарубежных композиторов. В Советский Союз приезжают на гастроли первые иностранные исполнители-виртуозы. Некоторые из них (выдающийся немецкий дирижер Оскар Фрид) в дальнейшем прочно связывают свою судьбу с нашей страной, ее культурой и искусством.
Музыкальное образование.
Много нового принесли 20-е годы ив области музыкального образования. В различных республиках и городах Советского Союза открывались новые консерватории, музыкальные техникумы (училища) и школы. Происходила реорганизация музыкального образования во всех его звеньях с целью приближения к запросам жизни. Огромная работа проводилась музыкальным отделом Наркомпроса (МУЗО) по пересмотру старых и созданию новых учебных планов, программ музыкальных школ и техникумов. В ней активно участвовали Елена Фабианов-на и Евгения Фабиановна Гнесины. В консерваториях были расширены оркестровый факультет, созданы хоровой, педагогический факультеты, музыкально-научно-исследовательное отделение. Активную роль в этой перестройке системы вузов, учебных программ, методов преподавания сыграли видные музыкальные деятели: Н. Брюсова, Б. Асафьев, Б. Яворский, М. Гнесин, Л. Николаев, А. Веприк, В. Щербачев, Ю. Тюлин, X. Кушнарев и другие.
В учебные заведения приходила талантливая молодежь из народа, выдвинутая музыкальной самодеятельностью. Она получала ту щедрую материальную и моральную поддержку государства, какая стала возможной лишь при советском строе. В эти годы формировалось мастерство талантливых артистов — воспитанников советской музыкальной школы: пианиста В. Софроницкого, дирижеров Е. Мравинского, Н. Рахлина, певцов И. Козловского, С. Лемешева, Н. Ханаева, К. Держинской, М. Максаковой, А. Пи-рогова. С огромным успехом пели В. Барсова, Н. Обухова. Молодые советские исполнители Г. Гинзбург, Л. Оборин и несколько позднее, в 30-е годы, Э. Гилельс, Я. Флиер, Д. Ойстрах одержали первые знаменательные победы на международных конкурсах.
Музыка в братских республиках.
Новое значительнейшее явление 20-х годов — подъем музыкальной культуры в братских национальных республиках и областях. Народные певцы — ашуги, акыны, бахши — воспевали новую свободную жизнь в традиционо-национальных образах и жанрах, наполняя их новым содержанием; они призывали свои народы к трудовым подвигам во славу Советского государства. Росли, обучались мастерству национальные композиторские силы, поднимавшиеся из народных низов.
Подробно о музыке:
Магия и миф
Исследование начала сложных исторических процессов ставит трудные для историка теоретические задачи. Далекое прошлое кануло в Лету, и мы очень редко располагаем прямыми свидетельствами для его освещения. Теоретическое же воспроизведение, напротив, усложняется вследствие того момента относительност ...
Переменчивость фортуны
Годы 1820-21 были для Шуберта успешными. Он пользовался покровительством аристократических семей, завязал ряд знакомств среди влиятельных в Вене людей. Друзья Шуберта опубликовали по частной подписке 20 его песен. Вскоре, однако, в его жизни наступил менее благоприятный период. Опера «Альфонсо и Э ...
Не теряй бдительность
Есть ещё кое-какие популярные факты из первой книги Саундерса “E is for Ecstasy”, главы из которой можно найти в WWW. Не все эти факты открыл он, но хочется на этого парня сослаться.
Каждые выходные, по данным The Economist, в Великобритании минимум 500 тысяч человек употребляют экстази. Столь ...