Чайковский Петр Ильич - один из крупнейших русских композиторов

Статьи о музыке » Чайковский Петр Ильич - один из крупнейших русских композиторов

Страница 1

Родился 25 апреля 1840 г., в Камско-Воткинском заводе Вятской губернии, начальником которого был отец его. Понятливость и впечатлительность отличали маленького Ч., который по собственному настоянию стал учиться наравне со своими братьями и сестрой, когда ему не было еще и пяти лет. Отец называл его общим любимцем, жемчужиной семьи. С раннего детства мальчика тянуло к фортепьяно, за которым он проводил свои досуги. Семи лет Ч. записывал уже свои детские впечатления. Нельзя сказать, чтобы музыкальная атмосфера окружала Ч. в детстве. Домашний орган с валами был первым знакомым ему инструментом, на котором он услыхал арию Церлины из "Дон Жуана" Моцарта. В продолжение всей жизни Ч. сохранил особое благоговение к этому великому композитору. Музыкальный слух и память проявились у Ч. рано.

В 1845 г. Ч. начал учиться игре на фортепьяно, а через три года читал ноты не хуже своей учительницы. Год спустя Ч. играл на фортепьяно как взрослый. Способность фантазировать за фортепьяно проявилась у Ч. в 50-х годах. Во время своего пребывания в училище правоведения, Ч. не проявлял среди товарищей своих особых стремлений к музыке. В 1859 г. Ч., окончив курс, поступил на службу в департамент Министерства юстиции. Жизнерадостный юноша беспечно проводил время; никто не подозревал, что в нем таится будущий крупный музыкальный деятель. Даже Кюндингер, у которого он занимался игрой на фортепьяно, не видел в своем ученике ничего особенного. Он решился, однако, поступить в петербургскую консерваторию, несмотря на довольно скептическое отношение родственников к его намерению.

Вера в свое призвание у Ч. была так сильна, что однажды, несмотря на свою врожденную скромность, он сказал брату: "С Глинкой мне может быть не сравняться, но увидишь, что ты будешь гордиться родством со мной". Занимался Ч. в классе теории композиции профессора Н.И. Зарембы, позднее - в классе инструментовки А.Г. Рубинштейна. Оставив службу, Ч. испытывал материальную нужду. В 1865 г. Ч. окончил курс консерватории с серебряной медалью, написав кантату на оду Шиллера "К радости". Другие его консерваторские работы - увертюра к "Грозе" и танцы сенных девушек, включенные впоследствии в оперу "Воевода".

При основании консерватории в Москве в 1866 г. Ч. был приглашен туда профессором гармонии. В 1866 г. Ч. дебютировал перед московской и петербургской публикой увертюрой F-dur, с успехом средним. В том же году Ч. начал первую симфонию; в следующем году andante и скерцо из нее исполнялись в русском музыкальном обществе в Санкт-Петербурге. К периоду 1866 - 1867 гг. относятся еще увертюра на датский гимн и ряд фортепьянных пьес: "Воспоминание о Гапсале", обративших на себя всеобщее внимание. В 1867 г. Ч. начал писать оперу "Воевода" и в том же году в Москве, в симфоническом собрании, были исполнены танцы из нее. Первая его симфония целиком была исполнена в симфоническом собрании русского музыкального общества в 1868 г. с большим успехом. Постоянная нужда в деньгах заставила Ч. заняться критической деятельностью. От этого тягостного для него занятия он отказался, как только материальные условия его улучшились. Опера "Воевода", поставленная в 1869 г. в Москве, имела успех, но в 70-х годах сам автор уничтожил ее, сохранив только небольшую часть материала. с таким же недовольством относился Ч. к своему симфоническому произведению "Фатум" (1868), исполнявшемуся как в Москве, так и в Петербурге. Вторая опера Ч., "Ундина", оконченная в 1869 г., сцены не видала. Она тоже уничтожена автором в 1873 г., за исключением некоторых номеров, вошедших впоследствии в другие сочинения Ч.

Страницы: 1 2 3


Подробно о музыке:

Музыкальный ритм как эмоционально - выразительная, образно – смысловая категория
В чем же своеобразие, особая, подчас неповторимая ценность той ситуации, которая складывается в фортепианном классе для развития музыкального ритма—носителя определенного эмоционального, образно-поэтического содержания? Отвечая на этот вопрос, мне придется, видимо, еще раз — теперь уже более углуб ...

Музыкальная культура эпохи феодальной раздробленности
Из нее, как из колоса, выросли новые независимые княжества, матерью которых была Киевская Русь. Князья полутора десятков новых суверенных княжеств, подобных западноевропейским королевствам, обособились, вышли из повиновения Киеву, начали жить самостоятельно и занялись устроением своих земель. Рас ...

Традиции старообрядческого церковного пения. Формы реализации богослужебного репертуара
Весь годовой репертуар в старообрядческих храмах воспроизводится различным образом. Основное число стихир поется на глас (то есть на самогласен, подобен, согласно указанию в Минеях и Уставе). В тех общинах, где крюковая грамотность низкая и хористы не могут петь стихиры на подобен, все поется толь ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.levelmusic.ru