Чувашский музыкальный фольклор как феномен народной культуры

Статьи о музыке » Воспитательная проблематика фольклора » Чувашский музыкальный фольклор как феномен народной культуры

Страница 1

В определении понятия «фольклор» в современной этнографической науке существуют в основном две точки зрения. Одни исследователи к фольклору относят явления не только духовной, но и материальной культуры народа. Другие же придерживаются более традиционной позиции и настаивают на ограничении объема этого понятия, включая в него главным образом «словесное поэтическое творчество».

Мы же придерживаемся той точки зрения, что народная музыкально-поэтическое творчество, рассматриваемое как часть более общего целого, называемого фольклором или как собственно музыкально-поэтический фольклор, есть по преимуществу вокальное (песенное), инструментальное, вокально-инструментальное и музыкально-танцевальное творчество народа.

Слово «фольклор» состоит из двух слов: «фольк»(folk) – народ и «лор»(lore) – знание, мудрость; в переводе на русский язык оно обозначает «народное знание», «народная мудрость». Фольклор – творчество, создаваемое народом и для народа [36;6].

Народное искусство – это отношение народа к жизни, к природе. «В произведения искусства народы вложили свои самые содержательные внутренние созерцания и представления, искусство часто служит ключом, а у некоторых народов единственным ключом для понимания мудрости». Народная мудрость в сказках, песнях, танцах, различных обрядах выступает через поэтические образы как реальная жизнь с ее нуждами, горестями, печалями, радостями и обязательно в стремлении к красоте.

Во все времена естественным для любого народа было стремление к красоте, которое шло от природы, целесообразности, гармонии в ней (человек – часть природы) - красивый поэтический слог в песнях, слившийся с мелодией, вышивка, узор, как повторение красок и линий природы и т.д. Красоту в произведениях народного творчества человек создавал себе и людям на радость. Но не только эстетический взгляд на мир, природу руководил его помыслами в творчестве, но и духовность, нравственность, вера в силу красоты перед силами зла (красота как оберег). Мы часто поражаемся, как при лучине, в тесноте, в своей многотрудной жизни человек умел радоваться жизни: пел веселые песни, плясал, ткал яркие узоры, лепил, вытесывал, украшал детские игрушки, кухонную утварь, предметы труда яркими красками. Во всем этом чувствуется праздничное ощущение мира.

Народное искусство, как никогда раньше, приковывает к себе внимание не только исследователей, но и его любителей. Живое предание старины соединилось в народном творчестве с неувядающей поэзией жизни. Содержание его определяется вечными духовными ценностями, развитие – законом традиции и преемственности, что делает народное искусство частью современной культуры, ее живым феноменом. «Уровень культуры эпохи, как и отдельного человека, - говорил А.С.Пушкин, - определяется отношением к прошлому». Народное искусство – это прошлое, живущее в настоящем, устремленное в будущее своей мечтой о небывалом. Оно творит свой мир Красоты, живет идеалом Добра и Справедливости, развивается по только ему присущим законам. Это культурная память народа, неотделимая от самых глубоких устремлений современности [30;5].

Народное искусство — это могучее средство воспитания человека, это национальная гордость народа. Предмет гордости каждого человека, ощущающего себя частицей своего народа, — не национально замкнутое народное искусство, а то, что вошло в мировую сокровищницу достижений ума и рук человека, то есть значимое с общечеловеческих позиций.

В своей книге «Народное искусство как часть культуры» М.А. Некрасова, определяя народное искусство, выделила следующие особенности:

- индивидуальное восприятие мира растворяется в общем;

- индивидуальность выражается через «школы»;

- наличие канонов;

- традиционность;

- наличие ярко выраженного эстетического ядра;

- универсальность.

Для нашей работы считаем необходимым выделить из этого ряда некоторые особенности, наиболее, с нашей точки зрения, характерные в восприятии детьми народного искусства любого народа.

1. «Традиционность». Народное искусство постоянно воспроизводит национальный характер от поколения к поколению, «отсюда преемственность творчества, традиции оказываются основной силой, формирующей культурную память». «Культурная память» – это народные художественные образы, идущие от поклонения силам природы, от любования и восхищения ею, в них единство слова, музыки, движений, орнамента; понимание красоты жилища, костюма, различных предметов, самой жизни в ансамблевом единстве, гармонии, во взаимосвязи, т.е. это сам народ с его историей.

Традиционная народная религия с почитанием природы и всех ее сил соединяла в одно целое весь мир: духовный и материальный. Отсюда идет образный параллелизм в народной поэзии, текстах народных песен: часто первые две строки — образы материального мира (деревья, птицы, окружающие человека предметы), следующие две строки — переживания, судьба, жизнь человека. Например:

Куда летишь, ласточка, сквозь дождь,

Страницы: 1 2 3


Подробно о музыке:

Русский рэп
Теперь можно проанализировать, как хип-хоп пришёл в Россию. Сразу становится заметно, что этот новый стиль пришёл после ухода коммунистов от власти. Тогда, когда появилась некая свобода мысли и слова, и образовалась группа Bad Balance. ...

Юрий Левычкин, дипломат
Социальная значимость таких как Юрий Визбор и целого поколения бардов еще нами не осознана по-настоящему. У меня складывается впечатление, что через них сработала имунная система целого народа. Это была единственная отдушина, единственная форма самовыражения людей и выражения тех социальн ...

Приметы и обряды праздника
Праздник включает множество обрядовых действий, песен, приговоров, всевозможных примет, гаданий, легенд, поверий. На Аграфену обязательно мылись и парились в банях. Обыкновенно именно в день Аграфены Купальницы заготавливали веники на весь год. В ночь с Аграфены на Иванов день существовал обычай & ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.levelmusic.ru