Музыкально-педагогический диалог, ориентированный на освоение обобщённых художественных идей, естественно выводит его участников на путь хорошо прочувствованного и хорошо понятого произведения искусства. Начиная оперировать художественными идеями, участники диалога вступают в процесс непрерывного новообразования смыслов. Смыслы субъективны, но не единичны, существуют смысловые обобщения. "Открытие задач на смысл (что есть сие для меня?), их решение и передача этого решения есть специфическая функция искусства . Это задачи, которые встают перед многими людьми - для каждого в своей неповторимости. Поэтому личные смыслы коммунициируемы, передаваемы в продукте, воспринимаемы другими в процессе присвоения ими последнего" [5. С.86]. Смысл рождается в эстетическом сознании, творческом акте (познающем, оценивающим). Эстетическое сознание делает реальным диалог жизненных и надбытийных смыслов. Эстетическая реакция является целостной, собирающей все оценки в единое смысловое целое, единое и единственное, уникальное, личностно-неповторимое, свойственное только этой личности. В новой целостности возникает новый смысл. Способность искусства устанавливать диалог человека с миром духовных ценностей делает его ответственным перед жизнью.
Эстетическое сознание с его способностью к бесконечному диалогическому общению с помощью ассоциаций обеспечивает уникальную возможность выхода в культурный контекст. Эстетический диалог - это реакция на целостность осуществления связи людей с миром культуры. Событие культурного общения осуществляет "встречу" индивидуально-ценностных усилий в движении ценностного преображения и обогащения жизни. Это особый строй диалогических отношений, способных удерживать личностную позицию с её свободой и незавершённостью. Создание межсубъективных отношений ценностно-смысловой структуры позволяет проникнуть в сущность творчества - как верно и обратное - проникновение в сущность творчества - открывает феномен духовности как смысловой позиции личности. Главная задача музыкально-педагогического диалога - дать возможность почувствовать его участникам расширение границ своего "я", получить опыт нового самоощущения в мире, чтобы испытать предчувствие своих творческих возможностей. Необходимо помочь состояться встрече со своим творческим "я", предвосхитить будущий образ свой как художника.
Смысловой художественный диалог включает в себя эмоционально-интеллекту-альный поиск, вызывает к жизни новый стиль личностного существования, новый род становления. В этом процессе возникает новый тип человека, живущего в конечном мире, но ориентированного на полюс бесконечности. "Правда может быть приоткрыта (да и то лишь частично) в процессе общения человеческих существований, в диалоге между ними. Этот диалог не завершим, но он будет продолжаться до тех пор, пока существуют мыслящие и ищущие люди. Конец его был бы равнозначен гибели человечества и человечности" [6. С.7].
Специфичность деятельности учителя музыки состоит в том, что он организует общение с музыкой - опытом духа - художественным образом, в котором раскрывается уникальность творческой позиции его автора. Смысл музыкально-педагогического общения заключается в постижении художественного "я" произведения и установлении духовно-личностного контакта, диалога. Это - полноценный духовный контакт, сопричастность, эмоциональная заинтересованность в постижении глубинного авторского отношения к миру и его ценностям.
В музыкальном откровении человек одновременно постигает мир, своё "я" и природу творчества. Музыка выводит из обычного восприятия времени, она преобразует его течение, реализует в настоящем свою собственную структуру.
"Феномен музыки дан нам единственно для того, чтобы внести порядок во всё существующее, включая сюда, прежде всего, отношения между человеком и временем" [7. С.229]. Понятие единства времени как представление о единстве настоящего, прошлого и будущего приобретает в музыке новую перспективу как искусство временного порядка внутри "постоянного настоящего". Порядок, который ставит музыку между человеком и временем, - это порядок движения, который особым образом доводит до сознания временность и включает в процесс переживаний человека во всей сути, доносит до его сознания время как всеохватное единство.
Интенсивность нашего переживания определяется тем, насколько слушателям удаётся перейти из одного временного континиума - "забыть о нём" - в другой, искусственно созданный композитором. Рассуждая о феномене восприятия музыки, необходимо заметить, что в этом процессе время переживания не зависит от точного темпа (счётной доли), а "убыстряется" или "замедляется" в зависимости от степени информационности (частоты изменений) музыкальной ткани. Большая ёмкость информации требует большего времени для её осмысления, следовательно, время восприятия "сокращается". Действенная степень изменений, момент внезапности требует, чтобы слушатели некоторое время переживали определённую логичность течения музыкальной мысли, на которой основывается предчувствие и ожидание.
Подробно о музыке:
Ночной алфавит
Видео
обычно мелькает на экранах, расположенных на танцполе и в чилл-аут (комнате отдыха). Более агрессивное видео - для танцующих. Содержит независимый от музыки визуальный ряд: беспорядочно, но довольно художественно чередующиеся планы человеческих лиц, работающей техники, микроорганизмов, ста ...
Сидней Беше и Джозеф “Кинг” Оливер
Первые джазмены стали уезжать из Нового Орлеана еще в начале 10-х годов, но массовый их отъезд начался в 1917 году, после закрытия Сторивилля (район в Новом Орлеане, где были сосредоточены проституция, торговля алкоголем и наркотиками и тд). Занятость музыкантов в связи с закрытием Сторивилля (муз ...
История возникновения органа
Орган – древний инструмент. Его отдаленными предшественниками были, по-видимому, волынка и флейта Пана. В древние времена, когда сложных музыкальных инструментов еще не было, несколько тростниковых дудочек разной величины стали соединять вместе – это и есть флейта Пана. Считалось, что придумал его ...