Мастерство композитора - это прежде всего мастерство построения музыкальной формы, оптимальный баланс соответствия и контрастов. Композитору, учитывающему психологические особенности восприятия, удаётся добиться от слушателей единства трёх процессуальных стадий: пред-переживания, со-переживания и пост-переживания. Восприятие эстетической музыкальной формы чувственно возможно только благодаря тому, что слушатели сами образуют основные элементы формы, ибо любая духовная активность опосредована определёнными способами чувственной активности. Воспринимая музыку, слушатель по-своему перестраивает внутренние связи произведения, хотя исполняется оно линейно (если иметь в виду канал коммуникации). Широкое использование повторов в темпоральном искусстве - музыке - служит для образования связей между частями и компенсирует однонаправленность исполнения. Различие внутри музыкальной последовательности ощущается тогда, когда музыкальная тема возобновляется в другой тональности или преобразуется под действием динамических, тембровых, фактурных и тому подобных изменений. самосвалы 6х4 Екатеринбург
Повтор в музыке имеет два вида: а) последовательное повторение фраз, следующих одна за другой; б) возврат к ранее отзвучавшему через определённое время. Многомерность музыкального образа, секвенционная подача информации приводят к нелинейной структуре, так как только она в состоянии объяснить наличие сложного взаимодействия временных и пространственных координат музыки.
Специфику музыкально-педагогичес-кого диалога следует видеть в его эстетизации (от греч. aisthesis - ощущение, чувство), то есть в насыщении чувствами и обогащении знаний эмоциональными отношениями с одной стороны, с другой - эстетизация может быть рассмотрена как нацеленность на прекрасное (эстетика - наука о прекрасном). Немецкий психолог В.Дильтей писал: "Понятие душевной жизненной связи находится в тесном отношении к ценностям жизни. Ибо ценность жизни состоит в душевной действительности, поскольку последняя находит своё выражение в чувствах" [8. С.89].
Ценностно-смысловое содержание произведения вступает во взаимодействие с ценностно-смысловыми структурами личности, вызывая в них те изменения, которые субъективно переживаются как эффект воздействия музыкального искусства. Происходит "переплавка чувств" (Л.С.Выготский), обогащение и усложнение ценностно-смысловой сферы личности, так как оценка сводит воедино, в одну конкретную социально-психологическую реакцию весь комплекс показателей и факторов взаимодействия произведения искусства и личности.
Ценностное отношение связано с неповторимым своеобразием музыкального произведения, чувственное принятие его становится причиной размышлений, превращается в предмет интерпретации. Интерпретация - вмещение в себя "духовного" содержания музыкальной информации, раскрывающей перед слушателями то, что они смутно и неопределённо чувствуют. Внутренняя сопричастность, созвучность - способность "встретиться", перевести "чужое" в "своё-чужое" - необходимые слагаемые сотворчества, диалога. Возвышенное рассуждение о смысле музыки обращается, как и сама музыка, ко всем духовным силам. Эстетическое суждение, обогащённое чувствами и воображением, постигает объект прекрасного.
Многие музыканты подчёркивают роль транстекста в понимании и интерпретации музыкального произведения. Открытость, неисчерпаемость музыкальных образов в трёх направлениях - композиторском, исполнительском, слушательском - углубляет процесс понимания как не только высказанного, но и подразумеваемого, оставляя простор для индивидуального субъективного восприятия. Понимание обретает свойство трёхмерного пространства, образованного пересечением авторской, исполнительской и слушательской интерпретаций. Многомерность музыкального образа образует транстекст, в котором отрефлектирована дополнительность: то, что "задано" композитором, то, что привносится исполнителем, и, наконец, то, что вырабатывается интерпретирующим слушателем. Позиция со-автора присуща как композитору, который в тексте не может освоить весь духовный смысл музыки, так и исполнителю, который через текст пытается отождествить себя с авторским высказыванием, и слушателю, который обогащает звучание своим эмоциональным опытом.
Эвристическая ценность музыкально-диалогического понимания происходит из полифонии различных интерпретаций, которые представляют отрефлектированный транстекст. Транстекстуальность (ментальная структура музыкального произведения) как художественная целостность восстанавливает единство между индивидуальными сознаниями, осуществляя тем самым миссию подлинного искусства - преодоление уединённости человеческого сознания. "Искусство заставляет человека жить в истине жизни, а не в истине окружающих его вещей. Необходимость и тайна искусства в том, что, порождаясь отчуждением, оно ведёт борьбу против отчуждения человека, его жизни" [5. С.187].
Подробно о музыке:
50-е годы
6 опер: “Риголетто”, “Травиата”, “Трубадур”, “Сицилийская вечерня”, “Симон Бокканегра”, “Бал-маскарад”. В этих зрелых операх Верди стремился к реальному изображению страстей и характеров, к психологизму. Характеры раскрываются в острых конфликтах. Большое значение Верди придавал либретто. Он забот ...
Актуальные проблемы музыкального образования детей
В современном мире музыкальное искусство рассматривается как часть общей мировой культуры. Оно одновременно выступает как составной элемент общего процесса познания мира, как часть общего развития человеческой культуры и в то же время является специфической формой эстетической деятельности. Специф ...
Музыкальная поэтика и гимнография
Каноничность древнерусского профессионального искусства была связана с системой миропонимания, требовала постоянного созерцательного углубления в одни и те же образы, тексты, сюжеты. Византийский канон создал ряд стереотипных уровней, как отмечает В. В. Бычков: "Этикетность придворного церемо ...