В музыкальном плане седмичное (будничное) и воскресное богослужения резко отличаются друг от друга. Испокон веков в любом монастыре, а также на клиросе любого храма употреблялись разные распевы - будничные и праздничные, - позволявшие петь основные неизменяемые песнопения служб по-разному, в зависимости от торжественности служб.
Позднее, когда традиция антифонного пения двумя хорами стала приходить в упадок, "обязанности" двух хоров как бы разделились: один из них (более искусный) стал петь по воскресным дням и праздникам - это так называемый "правый" хор, а второй -"левый" хор - превратился в будничный. Первоначально же оба хора пели за каждым богослужением попеременно (антифонное пение), были равноправны, а "правым" и "левым" назывались по месту расположения относительно алтаря.
В современной практике в храмах, где обычно имеется только один хор, по будням поют малым составом и по преимуществу простое обиходное пение, а в воскресные дни и праздники собирается полный состав хора, и тогда поются особо торжественные праздничные песнопения.
Православие обращено к тайне Воскресения, как к вершине и последней цели христианства. Поэтому центральным праздником в жизни Православной Церкви является праздник Пасхи, Светлое Христово Воскресение. Сияние Воскресения буквально пронизывает православный мир. В православной литургике праздник Пасхи имеет безмерно большее значение, чем в Католичестве, где вершина - праздник Рождества Христова. Но тайна Воскресения не только человеческая, но и космическая. Восток космичнее Запада. Запад же человечнее.
На духовной почве Православия возникает стремление к всеобщему спасению. Спасение здесь понимается не только индивидуально, но и соборно, вместе со всем миром. В этом весь смысл Пасхи, - когда радость плещет через край, когда Жизнь преизбыточествует, когда все - и святые, и грешные, и постившиеся, и не постившиеся - радостно и щедро зовутся на пасхальный пир Агнца, на праздник воскресшей и вечной Жизни. Здесь все для всех, а не только для своих, как в праздник Рождества, под сенью которого у семейного очага собираются лишь родные.
Рождество Христово - это праздник домов, уюта и тепла колыбели, когда под завывание ночной вьюги, доносящееся сквозь искристые заснеженные окна, у трепетной теплоты рождественского огня собирается семья.
Пасха - это площадь под открытым небом, заполненная народом, где под гул колоколов все целуют и обнимают друг друга, где все - родные, все - семья, и уже нет здесь чужих, потому что Христос воскрес, и перед лицом этой великой победы над смертью - все братья!
Большая часть восточных учителей Церкви от Климента Александрийского до Максима Исповедника были сторонниками апокатастасиса - всеобщего спасения и воскресения. Здесь божественная справедливость уступает божественной любви. И Пасха - это высшее проявление Любви.
В центре православного церковного года стоит "праздников праздник и торжество торжеств" - Пасха Христова, которая приходится (согласно Александрийской традиции) на первый воскресный день после весеннего полнолуния, совпадающего с весенним равнодействием или следующего за ним.
Вся служба и все пение Пасхи резко отличается от богослужений других великих праздников, которые состоят из Всенощного бдения накануне вечером и Божественной Литургии в сам день праздника. Богослужения этих праздников строятся из тех же песнопений и чтений, которые по уставу составляют эти службы, хотя в каждом празднике есть и свои особые чтения и песнопения. В Пасхальной службе все по-другому. Это единственная подобная служба в году. Здесь все поется и ничего не читается. Здесь все особое; напевы, которые не звучат больше никогда в году, ослепительный блеск огней, делающий эту Великую Ночь ярче солнечного дня, обилие красного цвета, ликующий звон колоколов. Пасхальная служба проходит вся словно на одном дыхании - она ритмична, полна огня, ликования, всепобеждающей силы Жизни.
Подробно о музыке:
Accused
Accused
Группа сформировалась в конце 1981 года, когда Чибон "Чюи" Баттерман и Том Нимейер переехали в штат Вашингтон из Калифорнии. Духовную (точнее - бездуховную) пищу обоих школьников составляли исключительно хардкоровые песнопения "Black Flag" и "Circle Jerks". Он ...
1845-65гг.
Творческая зрелость. Вернулся на родину и работал над “Русалкой”. Писал романсы на стихи Пушкина. Но появились и другие жанры: комедийные сценки, романсы лирического монолога. Обращается к поэзии Лермонтова, Кольцова. Много песен написал о тяжёлой женской доле. “Русалку” писал лет 16. В 1855 закон ...
Музыкальная культура эпохи феодальной раздробленности
Из нее, как из колоса, выросли новые независимые княжества, матерью которых была Киевская Русь. Князья полутора десятков новых суверенных княжеств, подобных западноевропейским королевствам, обособились, вышли из повиновения Киеву, начали жить самостоятельно и занялись устроением своих земель.
Рас ...