Заключение

Страница 1

На всём протяжении творческого пути Римский-Корсаков стремился к художественному самообновлению, неоднократно, по его словам, ”переделывал” себя, обогащал и совершенствовал свой стиль и мастерство. Такая стилистическая гибкость имела под собой мощную и устойчивую основу - крупную артистическую индивидуальность, самобытность которой не стирали ни какие ”наслоения”. Широта кругозора, живейший интерес к окружающей музыкальной жизни сочетались у композитора с потребностью активно использовать то новое и ценное, что представлялось ему близким, полезным для собственного творческого роста. Стиль Римского-Корсакова сложился и развивался как внутреннее монолитное и вместе с тем разностороннее единство. Основные его аспекты - это связи с фольклором, традициями Глинки и с творчеством современников; это значение для Римского-Корсакова музыкального языка великих западноевропейских романтиков, восточной народной музыки.

При всём процессуальном характере творчества Римского-Корсакова в нём можно выделить некоторые наиболее общие устойчивые стилевые черты. Их совокупность несёт на себе отпечаток яркой композиторской индивидуальности, принадлежащей к веку романтизма.

Весь романтический историзм ”Псковитянки” сходен с принципами М.П.Мусоргского эпохи ”Бориса”, особенно в трактовке взаимоотношений и размещения героев и хора и в ходе действия и, главное, композиции масштаба обьёмных исторических картин. Поскольку, например, ”Майская ночь” является среди опер молодого Римского-Корсакова типичным для него лирико-романтическим построением с инкрустацией в него народных обрядовых действ (также и “Снегурочка”), - постольку “Псковитянка”, с ее страницами могучего историко-реалистического стиля, слишком тесно спаяна с оперной идеологией Мусоргского и даже с его приемами. В “Снегурочке” (1881), в “Младе” (1889) и, далее, “Ночи перед Рождеством” (1894) преобладает “действо” над действием, но стоило Римскому-Корсакову вернуться к эпосу и истории “Садко”, затем бытовитость “Царской невесты”, а главное, монументальный “Китеж”, его драматургия вновь сближалась с историческими полотнами Мусоргского и его драматургическими принципами.

Многое в музыкальном стиле Римского-Корсакова связано с огромным значением в нем эпического начала, той художественной сферы, которая как фактор национальной культуры развивалась в романтическую эпоху. Объективный склад мироощущения и опора на эпические жанры народного творчества ( “В сущности, мой род - это сказка, былина и непременно русские”), объясняют данное явление у Римского-Корсакова. Занимая позицию художника – “созерцателя” – композитор чаще всего мыслит музыкальными картинами, воплощает свои замыслы в форме рассказа о действительном или поэтически вымышленном. Поэтому музыкальное мышление Римского-Корсакова имеет в основном эпическую природу, хотя в Корсаковском творчестве есть замечательные примеры драматизма, острой психологической конфликтности. Эпический метод воздействует на “жизнь образов” они сохранят свою эстетическую и музыкальную сущность, получая разностороннее освещение в процессе изменений основного тематического материала. Эпическая природа музыки выражена в развертывании целостного содержания как последования контрастных музыкальных эпизодов, она сказывается в расчлененности самого процесса развития музыкальной мысли, в заметной замедленности “повествования” как бы отвлекающего от главной смысловой линии к побочным сопутствующим.

Прочный фундамент стиля Римского-Корсакова – народная русская музыка. Русская песня определяет черты корсаковского мелодического тематизма. Большое место в нем занимает группа народно жанровых тем. Она представлена множеством подлинных песенных образцов, заимствованных в точном или близком к оригиналу виде ( период от “Майской ночи” до “Салтана”). Нередки и случаи переосмысления образно-поэтического содержания и жанрового облика песни. Сюда же следует отнести “авторские - народные” мелодии – “творчество в народном духе”. Композитор не только ориентировался на типичные песенные мелодии, на жанрово-стилистические “модели”, но и сознательно вводил в собственные темы фольклорные мелодические обороты. Воздействие народнопесенного мелодического языка обнаруживается в интонационном содержании и общелирического тематизма Римского-Корсакова, даже в мелодиях инструментального характера – подвижных, сложных по своему ритмическому рисунку.

Страницы: 1 2


Подробно о музыке:

Юрий Левычкин, дипломат
Социальная значимость таких как Юрий Визбор и целого поколения бардов еще нами не осознана по-настоящему. У меня складывается впечатление, что через них сработала имунная система целого народа. Это была единственная отдушина, единственная форма самовыражения людей и выражения тех социальн ...

Обзор фортепианного творчества Мориса Равеля. Основные стилевые направления и некоторые особенности музыкального языка.
В течение долгого времени, вплоть до первой мировой войны, французская музыкальная критика воспринимала Равеля как продолжателя и чуть ли не эпигона Клода Дебюсси - основоположника музыкального импрессионизма - яркая личность которого мешала увидеть индивидуальность и творческую независимость Раве ...

Чувашский музыкальный фольклор как феномен народной культуры
В определении понятия «фольклор» в современной этнографической науке существуют в основном две точки зрения. Одни исследователи к фольклору относят явления не только духовной, но и материальной культуры народа. Другие же придерживаются более традиционной позиции и настаивают на ограничении объема ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.levelmusic.ru