Сбор музыкального фольклора Уз.Гаджибеков и М.Магомаев начинают еще в годы учебы в Горийской семинарии. Позднее в 20-е годы XX века, Уз.Гаджибеков приступает к изучению основ азербайджанской народной музыки, а М.Магомаев записывает большое количество мелодий народных песен и танцев. В 1927 году выходит в свет сборник "Азербайджанские тюркские народные песни". Следующим шагом в записи, публикации и исследовании музыкального фольклора явилась деятельность организованного в 1932 году научно-исследовательского кабинета музыки (НИКМУЗ), руководимого прекрасным знатоком народной музыки Бюль-Бюлем. За 12 лет НИКМУЗ проделал большую работу по собиранию и изучению народного музыкального творчества. Активное участие в работе НИКМУЗа принимали композиторы и музыковеды республики - Уз. Гаджибеков, Ниязи, К. Караев, С. Рустамов, Ф. Амиров, Д. Гаджиев, З. Багиров, Т. Кулиев, М. Исмайлов и другие. Состоялись экспедиции по сбору и записи музыкального фольклора в городах и районах Азербайджана (Шуша, Шеки, Ленкорань, Гянджа, Казах, Куба, Хачмас и другие). В них было собрано около 1.500 образцов народной музыки -мугамов, теснифов, песен, ашугских напевов, танцевальных мелодий; 70 печатных листов ашугских дастанов, текстов. Материалы экспедиций НИКМУЗа стали основой сборников, "Азербайджанские танцевальные мелодии", "Азербайджанские ашугские песни", "50 азербайджанских народных песен", "Азербайджанские народные рянги" (С. Рустамов); "Азербайджанские народные песни" (С. Рустамов, Т. Кулиев, Ф. Амиров и другие). В 40-е годы XX века была начата подготовка к изданию ряда музыкально-литературных сборников: "Фольклор в годы Великой Отечественной войны", "Музыкальная культура Азербайджана с древнейших времен до наших дней", "Вокальная культура Азербайджана", "Азербайджанский музыкальный словарь" и других.
К этому же времени относится издание музыкальных методических пособий - "Школа игры на таре" (С. Рустамов), "Школа игры на кеманче" (Д. Гасанова), начата подготовка к печати "Школы игры на балабане" (Абдулалимов). В основу этих пособий лег азербайджанский фольклор. В архиве НИКМУЗа в свое время были собраны ценные рукописи, как, например, запись мугама "Шур" в исполнении Курбана Примова, которая была осуществлена Кара Караевым. Были сделаны записи мугамов "Раст", разделов мугамов "Сегях" и "Шур" (Ф. Амирова), осуществленные с напева ханенде Билала Яхья. Большая заслуга в записи мугамов принадлежит композиторам Ниязи, Т. Кулиеву, З. Багирову. Три сборника "Азербайджанские народные рянги" (1964), "Азербайджанские ритмические мугамы" (1968) и "Мугам, песня и рэнг" (1975) систематизировал и издал талантливый тарист-педагог А. Бакиханов. В последующие нотные записи мугамов вошли "Баяты-Шираз", "Шур", "Чаргях", "Хумаюн", "Сегях Забул", "Рахаб" (записал композитор Н. Мамедов с игры А. Бакиханова).
Подробно о музыке:
Система жанров Чувашского
музыкально-поэтического фольклора и их краткая характеристика
Традиционные народные праздники и обряды принято делить на календарные – связанные с сельскохозяйственными работами и семейно-бытовые – обусловленные рождением человека, его переходом из одной возрастной группы в другую, вступлением в брак, смертью и т.д. [25;175].
Обрядовый календарь открывался ...
Рок 60-х
Рок-н-ролл разорвал мирное течение 50-х, с гиканьем и свистом пронесся по мирной глади эйзенхауэрской эры. Но уже к началу 60-х дух его был укращен, и по волнам радиоэфира поплыли сладкие голоса Фрэнки Авалона и Пола Анки, Конни Фрэнсис и Митча Миллера (последний не раз заявлял о своей ненависти к ...
Музыкально-информационное поле храмового искусства
За последние десять лет существенно изменилась политика государства в отношении церквей. Появилась большая литература, раскрывающая историю этих отношений на протяжении XX века (Н.Зернов, В.Алексеев, МШкаровский, Н.Медведев, М.Одинцов, Е.Голубев, С.Медведко, К.Кедров). Состоялись значительные акци ...