Во Франции одним из ярчайших представителей оперного искусства 18 века является Жан Филипп Рамо (1683-1764). Рамо сперва проявлял свою музыкальную деятельность как органист - теоретик и как композитор клавесинной и культовой музыки. Только в 1733 ему удалось привлечь внимание к себе как к театральному композитору своей оперой "Ипполит". Это с начала до конца оригинальное, типичное французское произведение: все в меру, все ясно, все взвешено, чувство умерено разумом,, вкусом и привычной дисциплиной человека, сдерживаемого рамками общественной вежливости, галантности и иронии. Музыка Рамо - полный контраст с чувственной обнаженностью итальянской лирики и с немецким "погружением в себя", в личную психическую жизнь. Правда, в творчестве Рамо - редкий случай - слились великий композитор и великий теоретик. Темперамент композитора охлаждается рассудочностью исследователя, и, наоборот, умозрительные выводы подержаны композиторской проницательностью и чувством, ибо теоретические работы Рамо все-таки скорее работы практика-музыканта, идущего от опыта, чем подлинного мыслителя.
Другое типично французское качество музыки Рамо - ее изобразительность, пластичность и театральность. Театр до конца 19 столетия был одним из самых важных органов французской интеллектуальной жизни. Большая часть, если не вся французская музыка17 и 18 века и дальше, включая Берлиоза, изобразительна и пластична и является музыкой театра и балета. Вся концертная и камерная музыка Франции от сюит Куперена до оркестровых сочинений Дебюсси, а в центре - сифонии и оратории Берлиоза - связана с театральностью. Вот еще несколько опер Рамо: Галантные Индейцы (1735), Кастор и Поллукс (1737) Торжества Гебы (1739) Дарданус (1739).
Столь важная для истории музыкальной драмы реформа Глюка точкой отправления имела неаполитанскую оперу, но сама реформа произошла на французской территории. В своей музыке Глюк выразил новые идеалы своей эпохи и создал произведение, до сих пор сопротивляющееся времени. Античный миф ожил в искренней и задушевной, кристаллически ясной музыке и в незамысловатом действии: ни интриг, ни интермедий, ни второстепенных персонажей (один жалкий амур фигурирует, как уступка старым оперным вкусам). Хор и балет образуют органические звенья в действии, а не случайные вставки. Знаменитое "нет" - суровый ответ теней ада на мольбы Орфея - один из сильнейших драматических эффектов, танцы и пение в Елисейских полях - один из трогательнейших моментов во всей театральной западноевропейской музыке.
"Орфей" был сочинен на итальянский текст, и главная роль еще предназначалась для альта. Но итальянцы, привыкшие к полнокровной чувственной мелодии и богатству колора культуры, не поняли простоты драматически выразительной музыки "Орфея". Глюк продолжал свое и предложил венецианской публике "Альцесту", а за ней еще одну оперу "Парис и Елена".
В творчестве Генделя(1685-1759) и Баха немецкая музыка первой половины 18 века выдвинула две гигантские недосягаемые вершины. В начале своей карьеры Гендель испытывал на себе неаполитанское влияние. Поскольку оно было господствующим, такой властный талант, как талант Генделя, не мог пройти мимо него, не преодолев его и тем самым не обогатив своей техники. Его ранние произведения в итальянском стиле не лишены выразительной красоты, но они не дают еще всего Генделя. То, что было в нем лучшего и оригинального, не могло сполна проявиться в чуждых ему формах. Как Глюк (и как впоследствии Моцарт), он должен был создать свое собственное искусство. Англия, с ее вековой, крепко организованной хоровой культовой музыкой дала ему в руки верное средство воздействия. Лично для него тяжело было вынести неуспех его опер и всей его борьбы за оперное дело, но для музыки провал Генделя в этой области надо считать безусловно хорошим исходом: неудачи открыли Генделю глаза и направили его на верную дорогу, может быть, против его воли. Гендель писал оратории - по сущности -музыкальные драмы. Вот все значительнейшие сочинения Генделя в этом роде: Мессия (1742) Ацисс и Галатея, Эсфирь - 1732, Дебора - 1733, Празднество Александра или Торжество Музыки - 1736, Саул - 1738, Израиль в Египте - 1739, Самсон - 1743, Валтасар - 1744, Иуда Маккавей - 1746, Иосиф - 1748, Сусанна, Соломон, Феодора, Иефта - 1748-1751
Подробно о музыке:
Строи
С экспериментами над конструкциями лютен, начались и эксперименты с системами их строев, за несколько десятилетий приведшие к полному отказу от «старого» ренессансного строя.
Первый из таких экспериментов - перестройка внутренних «игровых» хоров, а не басов (например, м3-5-4-б3-4, или 4-4-б3-м3). ...
Bloodrock
Bloodrock
На волне интереса к тяжелой музыке, порожденным великой троицей (" Purple", " Sabbath", " Zeppelin") появилось множество коллективов, пытавшихся освоить данный жанр. Таковыми явились американцы " Grand funk railroad" и их соплеменники "Bloodro ...
Кристоф Виллибальд Глюк
Кристоф Виллибальд Глюк /1714-1787/
"Прежде чем приступить к работе, я стараюсь забыть, что я музыкант", - так говорил композитор Кристоф Виллибальд Глюк, и эти слова лучше всего характеризуют его реформаторский подход к сочинению опер. Глюк "вырвал" оперу из-под власти придво ...