Иоганнес Брамс, хотя и был представителем позднего Романтизма, в своём творчестве сделал первые шаги к возрождению эпохи Классицизма. Поэтому, примечательно, что в его творчестве встречаются композиционные приёмы и структуры, свойственные для предыдущих эпох. Но это не было возврату к старым формам. Брамс хотел доказать способность старых композиционных средств к передаче современного строя мыслей и чувств.
Неслучайно, для воплощения этих идей, Брамс избрал трёх композиторов, представителей трёх разных эпох и стилей. Это Георг Гендель, Йозеф Гайдн и Никколо Паганини. На темы выдающихся композиторов Иоганнес Брамс пишет знаменитые Вариации.
Творческие замыслы Брамса очень интересны. Вариации на тему Гайдна стали важнейшим этапом в творчестве великого композитора.
Тема вариаций взята из второй части Дивертисмента для духовых Й. Гайдна, где она тоже является темой вариации. Эта простая церковная мелодия - «ChoraleSt.Antoni», - песня паломников - стала основной законченной мыслью этого цикла вариации.
Тема хорала Св. Антония обладает опредёленной мелодической законченностью. Написанная в двухчастной репризной форме, не даёт яркого внутреннего контраста во второй части. Но, хотя первая и вторая части внешне выдержаны в едином духе, вторая часть даёт более динамичное развитие. Уже в начальном четырёхтактовом построении (во второй части) предполагается «разбег», подготавливающий к действию.
Первая часть представляет собой десятитактовый период из двух предложений по пять тактов. Этот период повторного строения, но ненормативный по гармоническим особенностям. В теме происходят временные отклонения в g-moll(в третьем и восьмом тактах). В целом, период отличается мелодической и гармонической законченностью. Полная совершенная каденция приводит ко второй части, которая начинается на доминантовой гармонии к основной тональности В-dur. Вторая часть написана в форме большого периода, состоящего из двух предложений по восемь тактов, с четырёхтактовым завершающим утверждением в В-dur.
Первое предложение второй части развивает основную тему, здесь не предполагается яркого контраста. Всё развитие построено на секвенцировании мотива первой части. После срединной каденции звучит повторение первого предложения первой части, с некоторыми изменениями; развитие основной темы более динамично за счёт уплотнения фактуры. Во второй фразе второго предложения, на фоне мелодической линии у партии второго рояля звучит выдержанный звук «си-бемоль» (тоника), что подчеркивает устойчивость главной тональности. К завершению движение замирает, словно наступает полное успокоение.
Первая вариация основана на развитии темы, но она даёт метроритмические изменения. Появляется триольное движение на фоне двухдольного метра. Тема развиваются приёмами мелодического распева (у первого рояля), в это время в партии второго рояля тоже звучат интонационные формулы темы, образуя, таким образом, полифонические приёмы. Первая вариация не предполагает структурных изменений. Во второй части намечается тональный сдвиг в минорную сферу. Именно b-moll’ная тональность, впоследствии, будет играть важную роль во всём цикле. Таким образом, уже в первой вариации намечается драматургия всего произведения.
Вторая часть построена на приёмах полифонической имитации. Движение идёт по динамическому нарастанию к репризе, но постепенно динамика затихает, завершаясь, как и в теме, утверждением основного образа.
Внезапно меняется образ, присутствующий в теме и в первой вариации. После замирания в конце первой вариации, звучит мощное противопоставление двух начал. Вторая вариация начинается секундовыми интонациями темы в аккордовом изложении на ƒ, в тональности b-moll, в темпе Vivace, словно в спокойную, лирическую сферу проникает драматический образ. Но после этого драматического возгласа на ƒ звучит ответ на p, основанный на этих же, но уже неуверенных, интонациях; Брамс ритмическую вариацию, основанную на пунктирном ритме из темы. Эти интонации, постоянно «ломающиеся», дают представление о прерывистости дыхания. Первое предложение первой части к концу затихает, и второе предложении опять открывается драматическим возгласом наƒв b-moll. Однако, первая часть заканчивается в тональности B-dur.
Подробно о музыке:
Юрий Коваль, писатель
Сочинять я стал студентом. Учился в педагогическом, на
историко-филологическом факультете.
Но в институте я никому свои работы не показывал. Стеснялся. Я дружил с
прекрасными мастерами, поэтами Юрием Визбором и Юлием Кимом, и еще были
друзья, и осмелиться в чем-то сравниваться с ними я не ...
Белые в джазе
Положение белого музыканта в джазе всегда было двусмысленным. Джаз повсеместно считается негритянской музыкой, на белого музыканта здесь смотрят как на чужака, причем не только негры, настороженно относящиеся к тем, кто вторгается, как они считают, в их "семейные дела", но и некоторые бе ...
Геннадий Воронцов, комсомольский работник
В песнях других авторов - в некоторых песнях Визбора, например, - звучит
нарочитая разухабистость. Вероятно, можно и звезду приспособить под
коммунальную кухню. Но стоит ли? Есть вещи и события, о которых нельзя
говорить в залихватском тоне. Война, например. Переживший войну солдат не
ста ...