Шестая вариация интонационно связана с пятой вариацией, но в отличие от предыдущей вариации, здесь меняется метр - трёхдольный на двухдольный. Четырёхтакт первой части имеет функцию вступления, так как звучит на p, постепенно динамика нарастает и переходит во второе предложение (шеститактовое), которое расширено, так как начало его наслаивается на каденцию первого, поэтому происходит повторение первой фразы второго предложения. Таким образом, внешне структура первой части не изменяется, но внутренние изменения присутствуют. Первая часть модулирует в тональность G-dur. Вторая часть начинается на доминантовом басу к b-moll, как и в теме; развиваясь, тема отклоняется в Des-dur, b-moll. Развитие подводит к тональности F-dur, готовящей репризу. Реприза начинается в B-dur. Первые четыре такта практически повторяют первую часть, оставшиеся шесть тактов построены на материале второй части. Второе предложение расширено за счёт повторения фразы. Вариация заканчивается в тональности B-dur.
Седьмая вариация выдержана в стиле грациозного старинного танца. Она отличается яркими полифоническими приёмами развития. Данная вариация связана с темой. Она построена на тех же интонациях, особенно выделяется квартовый ход, как восходящий, так и нисходящий. Примечательно, что аккомпанирующая партия очень выразительна и полифонична. Тема проходит в партии первого рояля; второй рояль берёт на себя функцию сопровождения, второе предложение практически не даёт изменений.
Вторая часть седьмой вариации развивается ещё ярче в полифонических приёмах. Имитация здесь играет главную роль – в начале второй части, в партии первого рояля; в это время у второго рояля – хоральное сопровождение, в котором тоже выделяется скрытая полифония: в басу и сопровождении – нисходящее движение; в четвёртом такте – взлёт в мелодии приводит к началу второго предложения. В нём партии первого и второго рояля меняются местами. Основная тема этой вариации звучит у второго рояля, но не в первоначальном виде, а лишь её отдельные фразы – двутакты, основанные на пунктирных интонациях темы. У первого рояля – словно зеркальное отражение первого предложения: восходящее движение мелодии и нисходящий бас в первых двух тактах второго предложения, а затем нисходящие ходы в сопрано и восходящее басовое движение.
Реприза седьмой вариации начинается в партии второго рояля. Первое предложение практически не изменяется, а второе предложение расширено за счёт повторения фразы в конце вариации (характерной квартовой интонации, утверждающей данный образ).
Ещё один яркий контраст цикла приходится на следующую пару вариаций – седьмую и восьмую. В седьмой – старинный танец, в восьмой – старинная полифония; седьмая вариация даёт утверждение светлого, жизнерадостного образа, а восьмая – полностью противопоставляется светлому образу, утверждая трагический.
Восьмая вариация интересна в плане структурного развития. В двухчастную репризную форму проникает полифоническая форма. При этом, по особенностям полифонических приёмов, можно предположить, что первая часть – это прелюдия, а вторая – фуга.
Первая часть, словно прелюдия эпохи Барокко. Основная тема почти неузнаваема, но слышны её контуры. Первая часть не даёт изменений в структуре. В начальном пятитакте, у второго рояля, в унисон, звучит тема прелюдии. Для этой темы характерны хроматические интонации, опевание. Вторые пять тактов содержат тему у первого рояля, второй рояль выполняет функцию сопровождения; в нём слышны ниспадающие интонации, утверждающие трагический образ. Второе предложение первой части начинается без перерыва, причём на залигованном звучании первого предложения. Заканчивается первая часть трагически, утверждая b-moll.
Вторая часть приёмами развития напоминает фугу. Тема фуги проходит у первого рояля, причём каноном; таким образом, развивается двойная фуга. Развитие темы приводит в тональность es-moll, второе предложение второй части наслаивается на каденцию первого и продолжает те же приёмы развития, что и в первом предложении, т.е. канонически. Этот раздел приводит в b-moll. Реприза начинается проведением темы в верхних голосах, в партиях двух роялей в вертикально-подвижном контрапункте.
Подробно о музыке:
Русская музыкальная культура в 60—70-х годах XIX столетия
Русская музыкальная культура в 60—70-х годах XIX столетия
В 60—70-е годы прошлого века русская музыка переживает пору могучего расцвета. Если конец XVIII века был для России временем создания профессиональной композиторской школы, а первая половина XIX столетия, отмеченная гением Глинки, утвердил ...
Творчество и жизнь Джузеппе Верди
Джузеппе Верди (1813 – 1901)
В 40-е годы 19 столетия на сцене Миланского оперного театра «Ла Скала» одна за другой появляются оперы молодого композитора Джузеппе Верди. В эту пору народ порабощенной, раздробленной Италии собирал силы на борьбу с угнетателями-австрийцами и со своими феодалами. О ...
Русская опера в XIX веке
Театр продолжал играть огромную роль в русском искусстве и общественной действительности первой половины XIX века. Он привлекал людей самого разнообразного круга, глубоко потрясая пеструю толпу своих зрителей и вызывая сильные, волнующие эмоции. Для многих театр являлся насущнейшей потребностью и ...