Особенности вариационной формы в творчестве И. Брамса

Статьи о музыке » Особенности вариационной формы в творчестве И. Брамса

Страница 4

Этот раздел формы не разграничивается на предложения, так как эта форма развивается подобно фуге. Примечательно, что вариация, сама по себе трагического образа, шла по пути драматического развития, заканчивается в B-dur. Скорее всего, это связано с темперированным строем Барокко.

Особенностью свободных вариаций является значимость последней вариации. Иоганнес Брамс, отвечая логике всей драматургии, в заключении цикла представляет огромный Финал, дающий итог всего процесса развития вариационного цикла.

Финал представляет собой грандиозную полифоническую форму, основанную на развитии двойной фуги. Истоки этой фуги уже наметились в предыдущей вариации. Фуга построена на двух темах, очень сходных между собой.

Первая тема звучит у второго рояля в басу. Она представляет собой пятитактовое построение. Тема фуги имеет корни в основной теме вариаций цикла: те же секундовые, терцовые интонации и характерная для всего цикла квартовая интонация. Первая тема проходит шесть раз без перерыва у второго рояля, в это время в партии первого рояля развивается вторая тема. Начальный двутакт обеих тем одинаков, но вторая тема отличается ритмическими особенностями. Если в первой теме всё подчинено чёткому ритму, то во второй – перемещение сильных долей. Но внешне эти темы очень похожи, вторая тема проходит два раза, затем идёт развитие материала на интонациях этой темы. Таким образом, первая и вторая темы составляют друг другу контрапункт. Развитие движения идёт по пути динамизации. Сначала – полифоническое развитие с подголосками, контрапунктическими соединениями; дальнейшее развитие переходит в гомофонно-гармонический склад с метрическими изменениями. С четвёртого проведения первой темы меняются метрические доли, появляются триоли, что не характерно для барочной фуги. Начиная с пятого проведения темы (в партии первого рояля) появляется аккордовое сопровождение, устойчивое в тонально-гармоническом плане. Возможно, здесь нас Брамс хочет вернуть к эпохе Гайдна. После шестого проведения первой темы начинается общая интермедия, основанная на интонациях темы фуги, её квартовом ходе. В сопровождающей партии звучат фактурные вариации на тему – в ƒторжественно звучат элементы темы. У аккомпанирующей партии – яркое гармоническое развитие, здесь чувствуется явная связь с романтическими принципами развития. Ярко, на sƒ, в басу звучит первая тема. На гармонииуменьшенного септаккорда звучит сопровождение темы. Данное проведение темы звучит драматически, постепенно затихая, переходя в следующее проведение темы, которое звучит на p. Сопровождают тему тихие колышущиеся триоли.

Без остановки начинается следующее проведение первой темы у первого рояля. Сопровождение темы развивается в верхнем регистре, прозрачно и легко, Это самое лирическое проведение темы. Однако, следующее проведение первой темы не контрастирует с предыдущим. Тема звучит на октаву выше, но партия аккомпанемента уплотняется в своём развитии. Следующее проведение первой темы проходит в изменении. Аккомпанемент у первого рояля при этом не изменяется. Оно звучит так же нежно, хотя и слышны нисходящие интонации.

Первая тема в партии второго рояля, хотя и звучит на фоне еле слышного аккомпанемента в верхнем регистре, но именно в аккомпанементе чувствуется какая-то настороженность, благодаря уменьшённым звучаниям. Подобно этому проведению начинается следующее. В сопровождении этой темы слышны элементы развития предыдущей вариации, где развивался трагический образ. Здесь композитор возвращается ко второму образу основной идеи, приготавливая нас к новой трактовке этого образа. Тема звучит в партии первого рояля в трагическом скорбном ключе. Возможно, это – оплакивание. Эта тема проходит дважды во второй октаве (в партии первого рояля) на p, словно раскрывая субъективное состояние души. Следующее проведение темы в третьей октаве на форте отражает общее состояние. Эта тема звучит очень драматически, напряжённо, динамически нарастая к концу. Но внезапно меняется общий характер звучания: нарастающее динамическое развитие приводит в сферу p: звучит первая тема в B-durу второго рояля. На фоне этой темы, у перового рояля звучит тема всего вариационного цикла, точнее, её элементы, которые впоследствии развиваются. Постепенно нарастает динамика звучания, сначала развиваются первые элементы темы вариаций – секундовые интонации в пунктирном ритме. Пять раз проходит этот элемент, постепенно нарастая в звучании; начиная с шестого проведения, торжественно на ƒƒ, звучит основная тема вариаций в основном виде, повторяясь дважды. Заканчивается весь цикл утверждением торжественного, светлого образа.

Страницы: 1 2 3 4 5


Подробно о музыке:

Конструкция и струны
Самое раннее описание конструкции лютни относится к 15 в. Основные пропорции и детали остались неизменными и по сей день. Корпус изготавливался из тонких полосок дерева (чаще всего из клена), склеенных в полукупол грушевидной формы, шейка и колковая коробка располагались почти под прямым углом по ...

"The Beatles". Истоки рока
О "Beatles" написано столько, что новых открытий в этой области не сделаешь. Многие считают 4-х ливерпульских парней основателями стиля "рок". Так ли это? Сложно сказать. Вероятно, так. Хотя мне кажется, что "Beatles" дали толчок к развитию стиля, который впоследствии ...

Звуки, питающие мозг энергией
«Некоторые звуки действуют ничуть не хуже, чем пара чашек кофе», — говорит выдающийся французский специалист в области изучения слуха Альфред Томатис. Это означает, что мы можем использовать музыку в качестве тонизирующего средства. Еще со времен, когда человечество впервые создало музыку, она сл ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.levelmusic.ru