Древние государства Шумера, Вавилонии и Ассирии были расположены в бассейне Тигра и Евфрата. За три с лишним тысячелетия до н. э. возникла музыкальная культура Шумера. Этот народ создал высокую инструментальную культуру. Уникальный памятник шумерской эпохи - дошедшая до нашего времени табличка с поэтическим фрагментом на шумерском и ассирийском языках и клиновидной нотописью - древнейший из всех известных нашей науке (III тысячелетие до н. э.). Как предположил известный немецкий музыковед Курт Закс, это запись арфового аккомпанемента вокальной мелодии пентатонного строя. “Арфа повторяет мелодию в унисон, одновременно аккомпанируя созвучиями из двух-трёх тонов - квартами, квинтами, октавами, секундами” (Закс Курт. Музыкальная культура Вавилона и Ассирии. В кн.: Музыкальная культура древнего мира. Л., 1937, с. 103-104.).
Другая музыкальная культура, громко и властно заявившая о себе на Ближнем Востоке, - сирийская. Она была одною из первых, положивших в основу своей системы четырёхзвучную диатоническую структуру, широко освоенную также греками, так называемый тетрахорд. Её мелодии, особенно впечатлявшие лирически-вдохновенным распевом, ещё за две тысячи лет до н. э. распространились по странам Востока, проникли в Грецию (о них писали Платон и Аристид), а в начале средневековья составили одну из интонационных основ византийской музыки (гимны) и литургических песнопений на западе Европы. Сирия - родина пяти- и семиструнной лиры, двойного гобоя, возможно, многострунной арфы. В распространении сирийской музыки по другим странам большую роль играли финикияне, которые вели широкую заморскую торговлю и располагали обширными культурными связями. Их города Тир и Сидон славились музыкальным искусством, эмоционально перенасыщенным, чувственным и блестящим. Потому вызывало оно суровое осуждение со стороны древнегреческих философов, ратовавших за строгую чистоту художественного стиля и нравов.
Следующей, на мой взгляд (R68), важной культурой - является музыкальная культура Индии, впоследствии повлиявшая в какой-то мере, по мнению некоторых исследователей, на такое интересное явление, как фламенко. На протяжении по крайней мере пяти тысячелетий Индия выработала и сохранила глубоко оригинальную культуру, которая принадлежит к великим достижениям мировой цивилизации. Богатый песенный и инструментальный фольклор составил плодородную почву для высокохудожественного профессионального искусства. Классическая музыка Индии возникла в глубокой древности в органической связи с поэзией и танцем, под влиянием религии и мифологии. “Сангита” - древнее понятие, оборачивающее этот синтез искусств. Светская профессиональная музыка Древней Индии достигала наиболее ярких кульминаций в периоды общего расцвета индийской культуры: после победы Индии над войсками Александра Македонского, особенно в империи Маурьев в правление царя Ашоки (III век до н. э.), а также при династии Гупта (IV – V века н.э.). Древняя Индия создала для своей музыки особую оригинальную нотацию. В дополнение к основным нотным знакам сложилась система линий, черт, точек – для обозначения регистра, альтертаций, ритма, интервалов. Система эта действует и поныне. Из инструментов следует отметить наиболее любимую в Индии щипковую вину, пережившую тысячелетия и упоминаемую ещё в Ведах. От других струнных вина отличается тем, что у неё два резонатора. Помимо обычного - у основания, она имеет у грифа второй, изготовленный из выдолбленной тыквы.
Особая внутренняя сосредоточенность является одной из характерных черт индийского стиля музыкальной интерпретации. Она восходит к глубокой древности, когда певцы, а иногда и инструменталисты пели или играли порою с закрытыми глазами, как бы снимая внешние впечатления, могущие возмутить и вызвать рассеяние цельного, в себе замкнутого лирического образа. Это не значит, что манера музыкальной интерпретации у индийцев лишена выразительности. Наоборот, её внутренняя динамика ярка, разнообразна и, видимо, составляет очень древнюю традицию.
Подробно о музыке:
Детские годы. Ранние произведения
Родился в семье школьного учителя. Исключительные музыкальные способности Шуберта проявились в раннем детстве. С семилетнего возраста он обучался игре на нескольких инструментах, пению, теоретическим дисциплинам. В 1808-12 пел в императорской Придворной капелле под руководством выдающегося венског ...
Рихард Штраус
Рихард Штраус
1864-1949
Немецкий композитор, дирижёр, музыкально-общественный деятель. С детства обучался игре на фортепьяно и скрипке. Изучал гармонию, контрапункт, инструментовку под руководством Ф. В. Мейера. Первые навыки дирижирования получил в любительском оркестре. Выступал с оркестрам ...
Джаз
Возможно, я отношусь к джазу предвзято, поскольку не понимаю, как это можно слушать - но, тем не менее, встречавшиеся мне любители джаза отличались различными степенями снобизма и стремления показать себы чем-то большим, чем они являются на самом деле. ...