Гитара, виуэла, лютня - история, традиция, культура

Статьи о музыке » Гитара, виуэла, лютня - история, традиция, культура

Страница 4

Музыка в Древней Греции была главным образом вокальной. Основное же назначение инструментов заключалось в сопровождении пения. Любимыми инструментами греков были струнные щипковые: форминга, лира и кифара, почитавшаяся наилучшей для возвышенного музицирования. Корпус её был плоским и выделывался из дерева. При игре кифарэд прижимал его к груди правой рукой, левой же перебирал струны - числом от четырёх и более.

Римская столица жила шумной и роскошной, однако же поверхностною, крикливой и эклектичной музыкальной жизнью. Музыкой обставлялись пышные зрелища и кровавые цирковые состязания (circenses); создавались огромные оркестры; музыкальные инструменты - кифары, авлосы, ударные гигантских размеров призваны были удовлетворять прихоти и возбуждать пресыщенные патрицианские аудитории. Возникли концертные антрепризы, виртуозы наживали огромные состояния. Коренные песенные и инструментальные традиции, унаследованные римлянами от этрусков и других коренных обитателей Апеннинского полуострова, растворялись в огромном наплыве передневосточных культур и пережиточных элементов греческой древности. Этот пёстрый и разностильный сплав вполне отвечал тем “идеалам” праздной и роскошной жизни, изнеженной чувственности, порока, которые составляли духовное содержание разлагавшейся культуры древнего мира. Но именно эта культура, как ни парадоксально, явилась мостом к культуре следующей эпохи - средних веков, правда в отношении музыки этот мост получился крайне хилым. Музыкальное наследие античности почти целиком погибло при крушении рабовладельческого мира. Остались литературные памятники, единичные, недоступные в то время расшифровке нотные фрагменты, да религиозно-гимнические песнопения ранних христиан. Им также суждено было сыграть свою роль. Далее, через “византийский мост” устремились на запад песенные токи – сирийские, армянские, славянские и др. Эпоха переселения народов (см. раздел “средние века”) была вместе с тем эпохой переселения музыкальных культур.

Взаимоотношения Востока и Запада, в том числе и в области культуры, всегда привлекали и привлекают внимание историков, археологов, филологов, искусствоведов. Трудно назвать другую европейскую страну, столь тесно связанную с Востоком, как расположенная на крайнем западе континента Испания. Именно об Испании известный отечественный востоковед И. Ю. Крачковский говорил: “Здесь прошлое даёт нам яркий пример шаткости границ между Востоком и Западом, когда речь идёт о развитии мировой культуры”. Дважды в течение последних трёх тысяч лет на Пиренейском полуострове развивалась типично восточная культура, хотя и приобретавшая здесь некоторые своеобразные черты. Сначала это происходило в древности, когда на юго-востоке Испании жили финикийцы (см. выше), а потом в средние века, когда полуостров стал ареной развития блестящей арабской цивилизации. За 200 – 150 лет до н. э. на полуострове утвердились римляне. Ко времени Цицерона и Юлия Цезаря южная часть Испании романизировалась, а её музыкальная культура подчинилась эстетическим направлениям и вкусам, доминировавшим в поздней античности. Сначала в Александрии, а затем и в Риме получил яркое развитие новый театральный жанр - пантомима. Место трагического актёра занял танцовщик. Если хор не исчез со сцены, то центр тяжести переносится в инструментальное сопровождение. Новая аудитория ищет новых ритмов, более подчёркнутых, и если на римской почве танцовщик отбивал метр с помощью “scabelli” (деревяшки на подошве), то эпиграммы Марциалла говорят о танцовщицах из испанского Кадиса со звонкими кастаньетами (crusmata). Важно отметить в эту эпоху увлечение инструментальной музыкой, против которой направлены ожесточённые нападки испанских “отцов церкви”. Тем не менее, в качестве пережитков в гимнах католической церкви звучало многое из иберо-римской музыкальной культуры; метричность языческих гимнов пробила себе путь сквозь “прозаический”, свободный ритм музыки раннего христианства.

Страницы: 1 2 3 4 5


Подробно о музыке:

Боги из машины
Чтобы почувствовать, в какой обстановке гиганты сделали свои первые шаги, стоит вспомнить, что в конце шестидесятых поп-музыка в Германии находилась в весьма плачевном состоянии, и большинство групп занималось перепеванием или просто исполнением английских и американских хитов. Однако такое положе ...

Народная музыка
Я, конечно, ничего не имею против спеть «Есаула», когда в желудке грамм шестьсот уже есть, но любовь ко всему подряд «народному наследию» не может не вызвать подозрительности. Наиболее вероятным является комплекс наци в достаточно тяжелой форме - когда превозноситься все «наше, исконное» и осужда ...

Aбдулгадир Мараги - ученый, композитор, музыкант
Расцвет музыкально-теоретической мысли в XIII-XV веках на Ближнем и Среднем Востоке связан с именами великих азербайджанских ученых и музыкантов - Сафиаддина Урмави и Абдулгадира Мараги. Абдулгадир бин Гейби Мараги был высокоодаренным и разносторонне образованным музыкантом, певцом, исполнителем ...

Навигация

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.levelmusic.ru