Так, уже в младших группах практикуются перестановки между исполнителями партий клавишных - ударных (ритмоблок или ударная установка), блокфлейты - вокала.
Было замечено, что если интеллектуальные задачи или специфически музыкальные поместить в игровую ситуацию, то недоступное становится понятным и простым.
Мы пользуемся особым приемом, который можно объяснить на следующем примере. Можно заложить информацию о том же квинтовом круге тональностей, но не в полном объеме, в котором его должен знать ученик 7-го класса, а только в каком-то первом приближении, достаточно научить ребенка безошибочно нажимать 1-е ступени всех тональностей квинтового круга, а дальше научившись выстраивать знаки всех тональностей по квинтовому кругу.
Такой подход позволил нам значительно продвинуться и преуспеть не только в теории, но и во многих чисто музыкальных позициях.
Мы избрали главным арбитром в нашей практике только Музыку, и попробовали, перефразируя известный принцип -" все, что не противоречит законам музыки - разрешено", применять на практике.
В результате родилась идея о том, что надо исходить не просто из методических правил о том как петь или играть на инструменте, а с начальных шагов как бы творить ее своими руками, своим голосом. Создавать некую музыкальную среду, если хотите, музыкальную ауру с первых занятий. Серьезным подспорьем в нашей работе с дошкольниками и младшими, школьниками на эстрадном отделении явилась методика Относительной сольмизации или релятивная система. Не вдаваясь в подробности, напомню лишь, что информация о ней появилась в Москве в 70-е годы (2).
Показалось уместным вернуться к ней вновь на новом этапе (в моей педагогической практике она успешно применялась и в школе, и на музыкальном факультете Московского Педагогического института им. Ленина), поскольку ее преимущества для дошкольников признавались бесспорными (даже оппонентами этой системы). Назову ее плюсы, на которые на которые можно смело опереться в работе с дошкольниками:
Возможности хорошего развития ладового (ступеневого) слуха.
Выработка быстрой реакции и концентрации слухового и общего внимания.
Соединение в разных комбинациях аудиального (слушать и слышать ступень лада), визуального (видеть жест, обозначающий ступень и осознавать ее) и, наконец, кинестетического начал (т.е. двигательные рефлексы, связанные с показом ручных знаков - ступеней).
Большой арсенал средств для выработки как более простой координации движений рук и ног (особенно актуальной у дошкольников) так и более сложных форм, связанных со слухом, голосом и двигательным аппаратом.
Убедительные результаты в области ритмического воспитания (использование ритмических таблиц-формул, а также ритмизация (в виде ритмических слогов) любого музыкального рисунка.
Игровые возможности, которые трудно переоценить в работе с данным контингентом.
Большой простор для творческой фантазии и инициативы детей; удобная форма для приобщения их к импровизации как мелодической так и ритмической.
Внешняя эффектность и выразительность, привносящие в учебный процесс элементы театрализации, подготавливающие детей к выступлению, концерту.
Школьный возраст. Переходя к следующей возрастной категории (1-7 классы) заметим: у меня была возможность сравнить группы классического сольфеджио с джазовыми в качестве контрольных групп.
Что же отличает наш курс принципиально от его классического прототипа?
Прежде всего новая структура.
Термин элементарное музицирование в нашей интерпретации означает нечто большее, чем просто упражнения на фортепиано, которые применяют в своей работе преподаватели классического сольфеджио. По нашей мысли, сольфеджио, основной целью которого всегда было развитие музыкального слуха, в условиях эстрадно-джазового отделения должно совмещать вокальный тип обучения с инструментальным. Бытующему мнению, что слух совершенствуется только в процессе пения мы противопоставляем идею о том, что занятия на клавишном инструменте могут и должны стать также важным фактором обучения. Но суть не только в этом - впервые встал вопрос о том, что необходима перестройка методики данной дисциплины с решительным поворотом в сторону развития МУЗЫКАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ
А в этом качестве универсальность клавишных инструментов (ф-но, синтезатор и т.д.) как нельзя лучше предоставляют для этого широкий спектр возможностей. Отсюда-ставка на элементарное музицирование. Однако это не означает, что надо зачеркивать весь поистине богатейший опыт сольфеджийной технологии.
Эстрадное сольфеджио, напротив, полностью впитало этот опыт, но трансформируя в нужном для себя направлении. На нем применяются самые разнообразные виды работы, начиная от подборов по слуху и исполнения на инструменте одноголосной мелодии (по нотам), а затем и двумя руками до практических занятий по импровизации, элементов гармонии и сочинения.
Кроме того, разучиваются ансамблевые концертные номера с привлечением исполнителей на других инструментах (помимо клавишных). При необходимости идет текущая репетиционная работа для выступления с исполнением мюзиклов, опер, а также музыки современных стилей.
Подробно о музыке:
Мифология и обрядность
Мировоззрение древних славян было мифологическим, конкретные явления природы в нем связывались с божествами. Перун, громовержец, противопоставлялся богу Велесу, или Волосу, по мифологии славян — покровителю скота. Мокошь была богиней ткачества и водной стихии 5. Славяне поклонялись солнцу — Яриле, ...
Балет Прокофьева "Ромео и Джульета"
“Может ли художник стоять в стороне от жизни? Я придерживаюсь того убеждения, что композитор, как и поэт, ваятель, живописец призван служить человеку и народу… Он, прежде всего, обязан быть гражданином в своём искусстве, воспевать человеческую жизнь и вести человека к светлому будущему…”
В этих с ...
Реализм и фантазия
После нескольких не совсем натуральных героических миров, созданных Вагнером и Верди, для композиторов, пришедших вслед за ними, был характерен интерес к более приземленным темам. Это настроение получило свое выражение в оперном "веризме" (итальянская форма реализма: от слова "vero& ...