”Псковитянка” - вполне ”корсаковское” и вместе с тем ”кучкистское” по стилю произведение. В нем порой слышится нечто ”балакиревское”, ”мусоргское”, ”бородинское”, но это звучит не как влияние одного композитора на другого, а как общекучкистское музыкальное ”слышание” национальной истории.
”Основной принцип композиции - построение по сценам, в чем видимо стремление композитора приблизить оперу к литературной драме. Все эти особенности делают ”Псковитянку” характерным явлением русского оперного искусства 50-60х годов, когда появились ”Русалка” и ”Каменный гость” Даргомыжского, ”Вильям Ратклиф” Ц.А.Кюи и ”Юдифь” Серова, ”Борис Годунов” Мусоргского.
Римский-Корсаков 4 года работал над оперой. В 1872 году она была закончена и 1 января 1873 поставлена на сцене Мариинского театра в Петербурге. Вопреки цензурным препятствиям и нападкам консервативной прессы ”Псковитянка” имела большой успех среди передовых театральных слоев, особенно у студенческой молодежи, а боевая песня вольницы приобрела у студентов широкую популярность.
В опере ”Псковитянка” присутствует несколько сюжетных линий, основная из них, на фоне которой разворачиваются остальные - утрата независимости Псковом, подчинение его центральной власти на Руси. Иван Грозный добивается полного подчинения Пскова Москве. Жители Пскова готовы покорится. Но молодые псковичи во главе с Михайлой Тучей (псковская вольница) не хочет подчиниться и покидает город.
На фоне исторических событий развивается драма юной псковитянки Ольги. Выросшая в доме псковского наместника Токмакова, Ольга считает себя дочерью Токмакова, не подозревая, что она дочь боярыни Веры Шелоги и царя Ивана Васильевича.
Драма Ольги - столкновение двух чувств: любви к Михайле, вожаку псковской вольницы, и с детства возникшего влечения к царю Ивану. Встреча с Грозным усиливает дочернюю привязанность. Грозный же, пораженный сходством Ольги с Верой, распрашивает о ней Токмакова. Узнав, что мать Ольги боярыня Вера Шелога, он понимает, что судьба свела его с дочерью. Во встрече с Ольгой он видит знамение божие и решает пощадить Псков.
Развязка драмы: близ ставки Грозного, в лесу недалеко от Пскова царская стража задержала старого боярина Матуту, который пытался похитить Ольгу. Ольга в шатре Грозного, она рассказывает о своей любви к Михайле. Разговор прерван. Вблизи ставки вольницы появляется Михайло Туча и требует выдачи Ольги. Царь приказывает уничтожить дружину Тучи. В схватке погибает вся дружина вместе с Тучей, а случайная пуля убивает Ольгу. В отчаянии Грозный падает на труп дочери. Собравшийся народ оплакивает погибшую Ольгу, а вместе с ней и утраченную вольность Пскова.
В ”Псковитянке” Римский-Корсаков сумел рельефно передать разнообразие жизненных явлений. Во всей противоречивости правдиво выписана величавая фигура Грозного. Обаятельно целомудрен облик Ольги. Свободолюбивым духом проникнута музыка, которая обрисовывает псковскую вольницу, возглавленная Тучей. Исполнены драматизма народные сцены. В опере в целом ярко выражен характер русской песенности [9].
Особенности музыкального языка и формообразования в хоровых сценах ”Псковитянка”.
Одна из самых новаторских кучкистских сторон ”Псковитянки” - её драматические, народно-хоровые сцены, столь важные в этой опере, но вообще мало характерные для творчества Римского-Корсакова. Центральное место среди них занимает Псковское вече, которое можно назвать страницей жизни народа. Новизна сцены выражена в острой конфликтности массового действия: столкновение различных политических групп, приливов и отливов народного возбуждения, взрывов бунтарских чувств. Отсюда многоплановость и свобода музыкальной драматургии: показ то слитой, то дифференцированной массы, с широким применением хоровых речитативов, полифонического изложения (порой восьмиголосного) мощных хоровых tutti.
Показательна и контрастная смена хоровых и сольных эпизодов, в которых выступления новгородского гонца Тучи, Токмакова построены в виде диалогов ”оратора” и народа. Наряду с этим сцену веча отличают и типично корсаковские стилевые черты: стройная, тяготеющая к симметрии архитектоника (свободная рондообразность), а так же симфоническое формообразование. Общее музыкальное развитие носит нагнетательно-динамичный характер. Он создаётся путём перемещения крупных построений, приёмами разработочности, неожиданным внедрением контрастирующих тем, тональными сдвигами (малотерцовое соотношение). Строгая музыкальная логика заявляет о себе в периодических возвращениях основных тем, мотива набата Новый и в сильно действующем драматургическом приёме, найденном Римским-Корсаковым (отразившемся позднее в ”Садко”, ”Сказании о невидимом граде … ”) - введение в момент смысловой кульминации хорового пения a cappella. В данном случае – песни вольницы, хорового дружинного гимна.
Подробно о музыке:
Аль-уд (ла-уд)
Уд (аль-уд - по-арабски буквально дерево, отсюда происходит испанская версия названия инструмента - ла-уд) - струнный щипковый инструмент. Один из наиболее древних инструментов, распространённых на Ближнем Востоке, Кавказе, в Средней Азии (азерб., арм., узб., тадж., араб., перс., тур). Предшествен ...
Додекафония
Вадим Руднев
Додекафония (древнегр. dodecaphonia - двенадцатизвучие), или композиция на основе 12 соотнесенных между собой тонов, или серийная музыка - метод музыкальной композиции, разработанный представителями так называемой "нововенской школы" (Арнольд Шенберг, Антон Веберн, Альбан Б ...
«Интернационал»
С приходом к власти большевиков в октябре 1917 г. первым Советским гимном стал партийный гимн «Интернационал». С 1906 г. он был гимном партии большевиков. Его словесный текст еще в 1780 г. написал Эжен Потье, а в 1888 г. Пьер Дегейтер на эти стихи сочинил музыку. В начале ХХ в. революционер А.Я. К ...