Феликс Мендельсон-Бартольди
(1809 - 1847)
Немецкий композитор, пианист, органист, дирижёр, музыкально-общественный деятель. На формирование эстетических взглядов Мендельсона значительно повлияло общение с видными представителями научной и художественной интеллигенции (В. Гумбольдт, Г. Гейне, Э. Т. А. Гофман, К. М. Бебер, Н. Паганини); большую роль сыграли многолетний контакт с И. В. Гёте, прививший Мендельсону симпатии к классическому искусству, а также курс лекций Г. Гегеля по эстетике, который был прослушан Мендельсоном в Берлинском университете. Создание увертюры к комедии У. Шекспира «Сон в летнюю ночь» (1826) — свидетельство ранней творческой зрелости Мендельсона. Значительным событием в музыкальной жизни того времени было исполнение под управлением Мендельсона после многолетнего забвения «Страстей по Матфею» И. С. Баха (1829). Одновременно Мендельсон приобретал славу композитора, пианиста, скрипача. В 1829—32 Мендельсон путешествовал по Европе, дорожные впечатления отразились в «Итальянской», «Шотландской» симфониях и других сочинениях. В 1833 Мендельсон руководил Нижнерейнскими музыкальными фестивалями, в 1833— 1835 музик-директор в Дюссельдорфе (под управлением Мендельсона впервые исполнены многие произведения Г. Ф. Генделя, И. С. Баха, В. А. Моцарта, Л. Бетховена ) . С 1835 дирижёр и руководитель оркестра Гевандхауза в Лейпциге, снискавшего благодаря Мендельсону мировую известность. В 1843 по инициативе Мендельсона открылась Лейпцигская консерватория. Мендельсон — один из крупнейших представителей немецкого романтизма, тесно связанный с классическими традициями (эстетическая позиция Мендельсона — основателя лейпцигской школы— отличалась ориентацией на классические образцы), но искавший новый тип выразительности. Музыка Мендельсона отличается стремлением к ясности и уравновешенности, ей присущи элегичность тона, опора на бытовые формы музицирования и интонации немецкой народной песни («Песни без слов» для фортепьяно и др.). Специфичная для Мендельсона образная сфера — изящная фантастичность скерцозность (увертюра из музыки к пьесе «Сон в летнюю ночь» и др.). Исполнительский стиль Мендельсона - пианиста, противника поверхностной виртуозности, повлиял на его инструментальную музыку (концерты, ансамбли и др.). Один из создателей романтического симфонизма, Мендельсон обогатил его жанром программной концертной увертюры («Морская тишь и счастливое плавание», 1832, и др.).
Сочинения:
оперы- Свадьба Камачо (Die Hochzeit (les Ca-macho, комическая опера по М. Сервантесу, ор. 10, 1825, поставлена 1827, Шаушпильхауз, Берлин), Возвращение с чужбины (Hеimkehr aus der Fremde, лидeршпиль на сюжет К. Клингемана, ор. 89, поставлен 1829, Берлин, частный дом), Лорелея (по Э. Гейбелю, нe окончена, ор. 98, 1847);
зингшпили детских лет- в том числе Два педагога, Странствующие комедианты и др.;
для солистов, хора и оркестра- оратории Павел (ор. 36, 1834 -1836), Илия (ор. 70, 1846), Христос (не окончено, ор. 97, 1847); кантата Первая Вальпургиева ночь (Die erste Walpurgis-nacht по И. В. Гёте, ор. 60, 1831; 2 редакция, 1843); псалмы 115 (ор. 31, 1830), 42 (ор. 42, 1837), 95 (ор. 46, 1838), 114 (ор. 5l, 1839), 98 (ор. 91, 1843);
для оркестра- 5 симфоний (c-moll, ор. 11, 1824; Реформационная, d-moll, ор. 107, 1830- 1832; Итальянская, A-dur, ор. 90, 1833; Шотландская, a-moll, ор. 56, 1830-42; симфония-кантата Хвалебный гимн - Dеr Lobgesang, B-dur, ор. 52, 1840);
концертные увертюры- Сон в летнюю ночь (Sommernacрtstraum, ор. 21, 1826; первоначальный вариант для фортепиано в 4 руки), увертюра с трубами (Trompeten-Ouverture, ор. 101, 1826), Морская тишь и счастливое плавание (Mееresstille und gluckliche Fahrt, ор. 27, 1832), Гeбриды, или Фингалова пещера (Die Hebriden, oder Die Fingalshohle, op. 26, 1830-32), Сказка о прекрасной Мелузинe (Das Marchen von der schonen Melusine, op. 32, 1833), Рюи Блаз (ор. 95, 1839); Похоронный марш (Trauermarsch, ор. 103, 1836, для духового оркестра), Марш (ор. 108, 1841);
Подробно о музыке:
“Пиковая дама”
Первый период творчества Чайковского длился с конца 1860-х годов до 1877 года, когда композитор сочинил "Евгения Онегина". Это замечательное произведение, одно из лучших созданий творческого гения Чайковского, было его пятой оперой. До "Онегина" он написал оперы "Воевода&q ...
Стиль Garage
В то время как чикагские Dj экспериментировали с драм-машиной нью-йоркские Dj в стенах клуба Paradise Garage под руководством Larry Levan родили другое, не уступающее в популярности на танц-поле House направление - Garage (по названию клуба). Большой вклад в дело строительства гаража внесли также ...
Антон Григорьевич Рубинштейн
Антон Григорьевич Рубинштейн /1829—1894/
А. Г. Рубинштейн вошел в историю русской культуры как многосторонний музыкально-общественный деятель, один из величайших пианистов мира, композитор, педагог. Его кипучая творческая жизнь явилась примером патриотического служения отечественному искусству. ...